Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Мое интервью газете "Аргументы и факты"

Правда без названия:
"Когда шампанское шипит под бой курантов, хочется верить, что наступивший год будет лучше предыдущего. Насколько прочна у этих надежд сегодня экономическая основа, об этом наш разговор с проректором по науке МЭБИК, кандидатом экономических наук Николаем Кликуновым.
- Почему бы и не верить в лучшее? Ситуацию в России нельзя рассматривать отдельно от экономических процессов, происходящих в Европе и да и во всем мире. А в мире все неплохо, а за последние  десять лет ежегодный рост валового мирового продукта составляет 2-3 процента, - акцентирует Николай Дмитриевич. Растет мировая экономика, растет и спрос на продукцию, производимую в России
- Да, конечно, у нас есть ряд специфических проблем,  но давайте сегодня не говорить о санкциях, антисанкциях, проблемах с ВТО, росте тарифов и аппетитах естественных монополий.
Давайте подумаем о том, что в России, да и во всем мире мало таких благодатных мест для растениеводства, как в Курской, Белгородской, Воронежской, областях. И это базовое конкурентное преимущества Черноземья. Однако есть проблема, и не только в нашей стране, перевода экономического потенциала в реальные денежные доходы
- Каков  же нереализованный экономический потенциал у нашего региона? - Мы привыкли считать, что наша экономика основана на добыче нефти и газа, а до этого пеньки, пушнины и леса.
А вот Курская область – экспортер мягких сортов зерна. И осваивает другие направление производства продукции, где зерно входной фактор, - производство мяса. Ведь если есть зерно, то будут и куры, и свиньи, и на этом экспортный потенциал не ограничен. Есть еще перспектива налаживания бизнеса на прудовой рыбе.
Возьмем, к примеру, Чехию, где много каналов. Там карп – бросовая рыба. Из нее на Рождество варят для бедных огромные котлы ухи. У нас карп – не из дешевых продуктов, хотя в Курской области достаточно водоемов и комбикорма для массового разведения карпа.
Или еще направление. У нас климат почти такой же как в Польше, однако поляки снабжают нас яблоками, не мы их. Когда область отправит команду молодых перспективных ребят-девчат учиться в Польшу агрономов, яблоневодов, садоводов, специалистов по выращиванию смородины, крыжовника и т.д.? Из надо обучить и после того, как они вернутся в Курск начать восстановление наших «вишневых садов». Своих-то мичуриных мы уже потеряли.
Причем, если последовательность обратная – это уже не стратегический проект, а впустую вложенные деньги, так как экономические преобразования начинаются с кадров. Бизнес – это люди, инвестиции делаются под людей.
Насчет туристического потенциала Курской области. Здесь я бы был поосторежнее. Что может предложить сегодня Курская область туристу с толстым кошельком помимо знаменитой курской антоновки и соловьев. Ну есть у  нас есть старинные усадьбы, но сколько нужно вложить, чтобы сделать эту старину привлекательной?  Туристический потенциала у нас примерно такой же как в соседних Белгородской, Брянской, Орловской, Липецкой областях. В каждой из них он, можно сказать, не полностью реализован.
Опять же возьму для примера Польшу. В Польше частные лица имеют возможность выкупить замки, усадьбы и т.д., на базе впоследствии организуют обширную туристическую программу для туристов. Можно приехать с семьей в старинный тевтонский замок на выходные.
Курск сам по себе брэнд, на нашей земле родились немало великий людей, таких как Георгий Свиридов, Александр Дейнека, Константин Воробьев,  но брэнд  без инвестиций чахнет. Чтобы человек захотел куда-то поехать, этот уголок земли должен запасть ему в душу, появиться мечта. Обычно это происходит после выхода какого-то нашумевшего фильма или книги. Например, спрос туристов на Новую Зеландию резко поднялся после того, как там сняли «Властелина Конец», и всем захотелось посмотреть, как живут хоббиты. Популярность Греции поднял мюзикл «Mamma mia!». В Суздаль потянулись туристы после того, как там сняли несколько хороших кинофильмов. Курск, к сожалению, чаще ассоциируется с трагическими событиями – Курской Битвой и гибелью подводной лодки «Курск». А привлечь туристов, считаю, нам помогла бы близость к Малороссии, где всегда любили вкусно и сытно поесть. Старинная курская кухня с элементами украинского сала вкупе с горилками-наливками могла бы иметь успех. Просто для того, чтобы лечь под березу и слушать соловьев, в Курск вряд ли кто-то поедет, а вот если сначала вкусно покушать и выпить, попариться в бане, а потом послушать соловьев – тогда другое дело.
Тем не менее, не надо думать, что мы можем стать туристической меккой, тем более после того, как перестали быть транспортным узлом. Сейчас, когда дорога на Крым пролегает через Воронеж, мы превратились в «медвежий угол», но, с другой стороны и в «медвежьем углу» тоже  можно жить хорошо. Правда народу будет поменьше, а меньше народу – меньше денег.
- Капиталистической экономики свойственна цикличность, чередование подъемов и спадов. Будет ли продолжаться спад?
- Ну это, мы входим в сферу прогнозов. Знаете, чем человек, формирующий экономический прогноз похож на косоглазого и криворукого метателя копья: он редко выигрывает соревнования, но постоянно привлекает внимание публики. Ну а  серьезно, то если не будет каких-то непредвиденных факторов извне, например, если не ужесточат санкции, следующее лето будет теплее предыдущего, то можно ожидать уже некоторого экономического роста в Курской области. За счет сельского хозяйства, руды и электроэнергии.
Хуже навряд ли будет, самое дно, похоже, мы уже миновали в 2015-2016 годах, когда сильно просел и ВВП, и курский ВРП. Но и каких-то прорывов тоже ожидать пока не приходится. Инвестиции делает, в основном, государство, частный бизнес продолжает идти в «проверенные» ниши, типа розничной торговли. Но если все туда идут, то норма прибыли там снижается. Иностранных инвестиций почти нет, а главное – нет бизнес-идей.
- Разрыв уровней доходов между богатыми и бедными по-прежнему очень велик, экономисты спорят  - достигли мы уровня Латинской Америке в уровне дифференциации доходов или нет. Невозможно решить проблему расслоения доход населения без экономического роста. Большая волна поднимает все лодки. Но где она, эта волна?
Что делать? Формировать механизмы конкуренции. Везде клин, огромное количество мелких, средний и больших монополий. Проблема в том, что кто-то у нас обязательно является чьим-то, а нормальная экономика - это когда никто ничей, экономические агенты суверенны, т.е. независимы друг от друга. Эффективно будет, когда банк дает кредит не потому, что кредитор хороший человек, а потому что у него хороший проект. Людям нужно дать удочку, а не рыбку и прекратить, наконец, все запрещать.
Логично запретить людям все что нельзя, а остальное разрешить, но следить при этом, чтобы они не поубивали друг друга. Сейчас у нас масса ненужных запретов. Кто влез в окошко возможностей, которое открылось в девяностые, тот и занимает свою нишу до сих пор. Обогащайтесь, и мы к вам не лезем – вот лозунг сегодняшнего дня.
- Николай Дмитриевич, говорят, все познается в сравнении. Как, считаете, мы выглядим на уровне соседних регионов? - В Центральном Черноземье все находятся приблизительно на одном уровне, за исключением Воронежа, который набрал некую критическую массу и оформился в кристаллеровский центр, и там теперь можно купить то, чего нельзя купить в Курске. До Москвы далековато, поэтому раньше таким центром был Харьков, но в силу понятных причин утратил приоритетное положение, уступив его Воронежу. Я думаю, что мощь Воронежа будет в дальнейшем расти, если «его не станут бомбить», как в известном анекдоте.
- В условиях экономического спада людям приходится учиться экономить. Что посоветуете?
- Совет традиционен - одну из комнат Вашей квартиры или дома занять под склад для соли, спичек, муки и сахара и ждать конца света, надеюсь, что осталось недолго. А если серьезно, то продолжать жить, как жили. Наша ментальность подразумевает заботу о «черном дне», так вот наш черный день уже прошел в 2015-16 годах. Кто жил на запасы с дачи, тот и в дальнейшем  от этой стратегии не откажется. А главное сегодня нужно инвестировать в самого себя, учиться нужно, детей своих учить. Мозги сегодня главный бизнес-актив.
- На какие товары предполагается рост цен в наступившем году? – Монополии будут цены повышать, а качество у них будет снижаться. В конкурентных отраслях, думаю, какого-то заметного роста цен в ближайшее время не предвидится. Экономика болеет, но потихоньку выздоравливает. Всегда хочется побыстрее выздороветь, но наши желания не всегда совпадают…
Досье: Николай Дмитриевич Кликунов родился в Астрахани в 1970 году. Кандидатскую диссертацию защитил в МПГУ им. Ленина по экономике образования. Стажировался в Высшей школе экономике (Москва) и Лондонской школе экономики (London). Автор блога «Курск и его окрестности»
Tags: gazeta.ru
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments