Пошли с детьми. Отмечу три момента.
1. Технологии. Передвижники любили рисовать предметы крестьянского и купеческого быта. Мои дети не знают этих предметов - сидит мужик в портянках, они не знают, что такое портянки, женщина держит в руках мукомолку, они думают, что это большая кофемолка. На знают, что такое шарманка. Это, кстати, еще один повод ходить, смотреть на картины. Можно визуально представить себе прошлое.
2. Картина как пазл. Я попытался на выставке продвинуть идею, услышанную мною от Вадима Гаврина (где ты, Вадим?) о картине, как зашифрованном послании, которое нужно читать как читаешь книгу. В этом и есть отличие картины от фотографии. По-моему не убедил и перешел к традиционному вопросу экскурсоводов "Какую бы из этих картин мои дети повесили бы у себя дома?" Пейзажи бы они повесили, Тимофею больше нравятся итальянские мотиви, Кире русские. А я бы повесил картину "Девушка с книгой", не помню кто автор
UpDate: Автор А.А. Киселев "Занятная книжка":

3. Хмурые лица. Ходили, ходили по выставке, потом вдруг заметили, что на этих картинах нет ни одного радостного лица. Либо ухмылка, либо оскал, либо какой-то экстаз в лучшем случае. Никто не улыбается, даже на ярмарке. Стали ходить и искать среди 50 выставленных картин хоть какое-то подобие улыбки среди героев. Кира нашла 4 примера, но они меня не очень убедили. Тяжело народу жилось тогда, сейчас полегче по сравнению с тем временем