В едином порыве слились пассионарии обоих полушарий: правые трамписты и левые революционные феминистки, интеллектуалы и жрецы гламура. Кто-то просто злорадствует в надежде на дивиденды, кто-то строит теории о будущем прекрасном мире, где не будет сексизма и мужского шовинизма, в киноиндустрию перекроют вход хамам и абьюзерам, а насилие перестанет быть темой для шуток. Где новая, гендерно модифицированная публика будет потреблять стерильные зрелища в здоровой атмосфере и где не факт что останется место инициативе, фантазии, непредсказуемости, а только уважению и чистоплотности.
Уже сейчас американским студентам рекомендуют правила поведения в моменты интимной близости: каждый следующий шаг должен быть вербально согласован с партнером (хорошо, хоть сразу не с адвокатом). Трудно представить, чтобы подобным инструкциям следовали «динозавры» Ингмар Бергман или Франсуа Трюффо, последовательно влюблявшиеся в своих актрис.
Пользовались ли мужчины-режиссеры классической эпохи своей харизматической властью, а может, порой и злоупотребляли ею — история умалчивает. Но их актрисы, чаще всего незаурядные женщины, сами делали свой выбор и отвечали за свои ошибки, которые наверняка тоже были. Не было бы этих влюбленностей — не было бы многих и многих великих фильмов, продуктов восхищения, влечения, любви. А сейчас я представляю режиссера, выходящего на съемочную площадку, у которого заранее поджилки трясутся от страха, что его заподозрят в поползновениях на исполнительницу главной роли. Есть, конечно, выход. Пусть женщин снимают режиссеры преимущественно другой секс-ориентации. У некоторых это, кстати, совсем неплохо, а иногда и гениально получается.
Я сочувствую обиженным женщинам Голливуда и окрестностей: они так долго молчали, а молчание иссушает душу. Я понимаю, что время Вайнштейна и подобных ему если не истекло, то истекает. И с ним реально истекает ХХ век. Вопрос, как и когда мы придем к лучшему миру и придем ли вообще. Ведь на пути, скорее всего, грядет культурная революция с сопутствующей ей охотой на ведьм; да, собственно, она уже началась. Не кончилось бы все только обновленным консерватизмом под видом прогресса. Тем, что манипуляторами и насильниками объявят всех классиков мирового кино, от Хичкока до Висконти, выроют их из гробов, а фильмы запретят к показу. Основания? Да найдутся, если покопаться, и живые свидетели еще есть.
Андрей Платов.
Андрей Платов.