Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Categories:

Монополия

Монополия - понятие,  состоящее из двух двух слов "моно" - один, "поли" - продавец. Строго говоря монополии не существует, как почти не существует товаров, у которых отсутствуют субституты: "всегда кто-то есть". Пример монополии можно найти в сказке "Лоскутик и облако", в которой король украл, спрятал, а потом продавал воду жителям своего королевства. У воды нет заменителей, и король был реальным монополистом. В широком смысле может быть монопольное производство воздуха, воды, тепла, т.е. без чего обычный человек жить не может. Но слава Богу предложение данных благ обычно превышает спрос на них.
Экономисты предпочитают говорить о "рыночной власти" и избегать понятия монополии. О рыночной власти можно думать как о накрутке, которую делает фирма. Чем выше накрутка, тем выше рыночна или монопольная власть. Российское законодательство определяет монополию через долю рынка, которую занимает фирма. Для вмешательства Антимонопольного комитета достаточно, чтобы фирма занимала не менее 30% рынка.Это неправильно. Во-первых как определить "размеры рынка" (например, нефть и газ - один рынок или два?), во-вторых, если у вас доля, то вы уже на рынке не один. Где логика?
Конкуренция и научно-технический прогресс разрушают монополию, государство часто ее поддерживает. Приведу три исторических примера. В СССР средняя зарплата была 120 рублей, сегодня 15 тысяч рублей. Минута звонка в Москву стоила тогда 15 копеек, сегодня 3 рубля. Средняя реальная зарплата тогда составляла 800 минут, сегодня 5 000 минут. Снижению цен переговоров мы обязаны научно-техническому прогрессу, появлению сотовой связи.
Автомобиль Автоваза стоил в СССР 5 тыс. рублей, сегодня - пускай, 300 тыс. рублей. Чтобы купить авто старшему поколению в среднем приходилось работать 42 месяца, сегодня - 20 месяцев. Удешевлением мы обязаны появлению конкуренции на автомобильном рынке. Наличие заменителей в виде зарубежных автомобилей, заставляет монополиста вести себя скромнее. И наконец, рынок водки. Она стоила 3.62, сейчас - 108 рублей (Курский ЛВЗ, Триумф). Посчитатайте изменение стоимости жизни алкоголика!
А вот сферы, где остается монополия становятся все дороже и дороже: ЖКХ, электричество, железная дорога, услуги государства в широком смысле, оплачиваемые за счет растущих налогов.
Короче, встретишь монополию - убей ее, если нельзя убить, то нужно грамотно регулировать. Но это отдельная тема....
Tags: Глоссарий, Общественный выбор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments