Однако, австрийский реформатор образования Фельбигер несколько гуманизировал суровый прусский метод. Под его началом работал Янкович, прошедший курс юридических и экономических наук в венском университете.
По просьбе Екатерины II Янкович, "трудившийся уже по устроению народных школ, знающий язык русский и исповедующий православный закон", был вызван в Россию
Янкович сделался истинным творцом первой русской общеобразовательной школы. Выработанный им план учебных заведений положен был в основу "устава народных училищ" в 1786 году.
По плану Янковича предстояло учредить три типа общеобразовательных школ: двухклассные, трехклассные и четырехклассные. Школа первого типа носила название малой, второго - средней, третьего - главной. О преподавании излюбленных предметов русского дворянства - иностранных языков и танцев - школа заботилась очень мало.
В первом классе проходилось чтение, письмо, знание цифр, краткий катехизис, священная история и начатки русской грамматики. Во втором катехизис проходился подробнее, но без текстов, арифметика, книга "о должностях человека и гражданина", чистописание и рисование. В третьем классе изучались катехизис с текстами, объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России.
Но главное была не программа, а способ ее выполнения. По австрийской системе учитель находился в классе не для задания и выспрашивания уроков, а для самого усвоения необходимых предметов. В классе появилась классная доска, на которой учитель писал то, что необходимо учить, в некоторых случаях Янкович требовал рассказа своими словами. Наказания, особенно телесные, изгонялись из школы. Было отпечатано 27 руководств и учебных пособий, большая часть которых самим Янковичем переведена или переделана из австрийских учебников. Стали создаваться народные училища по подготовке учителей. В каждом уезде планировалось открыть малые двухклассные школы.
На практике все эти предложения были реализованы лишь частично. Финансирования школ ложилось на местные власти, и после того как Екатерина несколько охладела к проекту во многих уездал школы стали закрываться, а оставшиеся учителя находились в бедственном финансовом положении
По мотивам работы П.Н. Милюкова "Очерки по истории русской культуры"