Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Янкович де Мириево, серб

Во второй половине XVIII века образцовым типом общеобразовательной школы считалась прусская.
Однако, австрийский реформатор образования Фельбигер несколько гуманизировал суровый прусский метод. Под его началом работал Янкович, прошедший курс юридических и экономических наук в венском университете.
По просьбе Екатерины II Янкович, "трудившийся уже по устроению народных школ, знающий язык русский и исповедующий православный закон", был вызван в Россию
Янкович сделался истинным творцом первой русской общеобразовательной школы. Выработанный им план учебных заведений  положен был в основу "устава народных училищ" в 1786 году.
По плану Янковича предстояло учредить три типа общеобразовательных школ: двухклассные, трехклассные и четырехклассные. Школа первого типа носила название малой, второго - средней, третьего - главной. О преподавании излюбленных предметов русского дворянства - иностранных языков и танцев - школа заботилась очень мало.
В первом классе проходилось чтение, письмо, знание цифр, краткий катехизис, священная история и начатки русской грамматики. Во втором катехизис проходился подробнее, но без текстов, арифметика, книга "о должностях человека и гражданина", чистописание и рисование. В третьем классе изучались катехизис с текстами, объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России.
Но главное была не программа, а способ ее выполнения. По австрийской системе учитель находился в классе не для задания и выспрашивания уроков, а для самого усвоения необходимых предметов. В классе появилась классная доска, на которой учитель писал то, что необходимо учить, в некоторых случаях Янкович требовал рассказа своими словами. Наказания, особенно телесные, изгонялись из школы. Было отпечатано 27 руководств и учебных пособий, большая часть которых самим Янковичем переведена или переделана из австрийских учебников. Стали создаваться народные училища по подготовке учителей. В каждом уезде планировалось открыть малые двухклассные школы.
На практике все эти предложения были реализованы лишь частично. Финансирования школ ложилось на местные власти, и после того как Екатерина несколько охладела к проекту во многих уездал школы стали закрываться, а оставшиеся учителя находились в бедственном финансовом положении

По мотивам работы П.Н. Милюкова "Очерки по истории русской культуры"
Tags: ЖЗЛ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments