Высшее и среднее образование страдает от одной базовой проблемы. В системе работают те, кто некомпетентен. Неблагоприятный отбор 90-х и 00-х привел к тому, что компетентные ушли. Кто-то уехал, кто-то просто уше в другие отрасли, кто-то помер.
Вуз - это сообщество авторитетов (без всяких уголовных аналогий). Прошлых и нынешних. Авторитет задает научную школу, последователи любят-ненавидят основателя, стремятся его превзойти. Тот у кого это получается сам становится авторитетом и продолжает развитие. Ключевая роль в этом процессе отводится кафедре, кафедры формируют колледж, колледжи формируют то, что называется университетом. Процесс изначально идет снизу, государство вмешивается в это дело минимальным образом. Причина невмешательства - недостаточная квалификация проверяющих, ведь чтобы оценить качество услуги нужно эту услугу получить. Авторитет вуза (да и школы тоже) строится на мнениях выпускников, а не на мнении проверяющих.
Теперь о наших российских образовательных проблемах.
Автор интервью указал на две из них.
1. Числятся одни, а работают другие. На этом строится экономия фонда оплаты труда. На все вуза региона приходится 5-6 докторов, которые "работают" во всех вузах. Лекций они не ведут, вместо них работают аспиранты, а то и лаборанты. Дедовщина это называется. Аспиранты-лаборанты пишут и все эти УММы и т.д. Это делается плохо. Аспиранты а)некомпетенты и б) немотивированы.
2. По факту содержание лекций и проч. не соответствует той "красоте", которая описана в рабочих программах. Более того (это уже ИМХО) и "красота" в программах не нужна. Проверяющий, ради которого и пишутся программы, скорее всего не в теме, поэтому можно писать красивые слова, использовать неоднозначные трактовки, формулы смотреть не будут и т.д.
Еще одна проблема, о которой Титаев не упоминает или не знает. Огромный процент, кандидатов наук - рабочих лошадок вузов - не являются профильными специалистами. Защищается по экономике сельского хозяйства и пишет только на эту тему, а ведет "Банковское дело", социологи и педагоги специализируются на менеджменте, технари преподают экономику. Не говоря уже о более экзотических специальностях. Есть бастионы сопротивления - химики, физики, но похоже и те готовы сдаваться (я о пресловутой кафедре теологии в МФТИ и т.д., сигналов полно)
И вторая. Огромный разрыв в доходах между администрацией учебных заведений и рядовых сотрудников. Если это так, то фразы "мы вместе", "мы одна семья" не катят, даже если это не произносится вслух. Рядовые сотрудники просто отбывают номер, реализуется "мы делаем вид, что мы вас учим, вы делаете вид, что учитесь". А те, кто реально хочет учится, может еще и нарваться на предвзятое отношение педагога. Я не знаю, кто причина этой профанации. Титаев считает, что сами студенты, я считаю по другому. Студенты - это бывшие школьники, а в школе даный контракт "оценка за лояльность" реализуется уже лет двадцать
А что делать? Кто еще готов на эту зарплату относиться к профессии всерьез? И какова может быть роль надзорных органов в ликвидации этой "филькиной грамоты"?
Мои предложения:
1. Все ломать. Отказаться вообще от понятия государственный диплом, или как там "диплом установленного образца". Бардака от этого больше не станет, потому что больше быть и не может.
2. Если сломать нельзя, то изменить критерии:
а) не нужно проверяющим посещать лекции, можно просто попросить их записать, чтобы дурость каждого была видна.
б) фонды оценочных средств обязать размещать в открытый доступ; и так их все друг у друга тырят, так пусть студент-абитуриент-проверяющий видят, что у них по итогам будут спрашивать То ли эссе написать (а это неоднозначность), то ли задачи прорешать (а это однозначность)
в) навести порядок в соответствии дипломов и преподаваемых дисциплин, ну нельзя разрешать лирику преподавать физику и наоборот
И последнее, все о чем я написал имеет к моему вузу минимальное отношение. Пока я тут работаю, костьми лягу, но буду стоять против выдачи индульгенций в отношении перечисленных грехов