Ваш покорный слуга был членом комиссии. Делюсь опытом новичка.
Первое место набрало 69 баллов из 80. Второе 63. Следующее 35. Разрыв огромный и полученный за счет верно угаданных лиц на фотографиях и цитат. Все, кого я читал, ужасно и коряво написали эссе и также плохо дали ответы на короткие вопросы. Не говоря уже о "предпрЕнимательсве", "меркантЕлизме". Впрочем и составители вопросов отличились со своим "фритредерством" и "вкладом предпринимателей в культуру"
Какой был вклад российских предпринимателей в российскую культуру? - была тема одного из эссе. Ответ - большой. И вообще я как-то отвык от такого количества прилагательных в тексте, фактологического материала нет, что проверять то? Что биржа открылась в России в 1703 году, которая, правда, не работала. Так она открылась или не открылась?
Ну сказал об этом, ну убрали у всех победителей по 5-8 баллов, ну уже хорошо.
Теперь по существу.
Зачем нужны подобные олимпиады? Чтобы пробудить у студентов интерес к чтению. А что читать, какие книги об истории российского предпринимательства у нас есть? Не учебные пособия с википедическими жизнеописаниями, а истории успеха, в российском варианте выживания наперекор обстоятельствам... Какие фильмы может посмотреть студент? Да что студент, я бы и сам посмотрел что-то подобное. А этого нет, вот где засада.
В работах чувствует разрыв между вероятностью фактического угадывания правильных ответов и скудоумием, представленным в эссе. Например, я ни в одном из эссе не встретил ни одного специального экономического термина, ну например, "физиократия" или "протекторат", или хотя бы "чистый экспорт". Но при этом давались ответы на очень сложные (для меня исключительно) вопросы. Либо у студентов "кроссвордное" мышление, либо часть ответов как говорится "сливалась"...
Чтобы подобных подозрений ни у кого не возникало необходимо:
1. Сделать невозможным попадание работ студентов определенного вуза на проверку к преподавателям того же вуза
2. Фотографировать работы. Что мне мешает позволить "переписать эссе после" нужному человеку?
3. То же самое касается зачеркиваний. У победителей было много исправлений в работах, когда они были сделаны?
4. Сами задания не должен видеть никто до момента начала олимпиады. Это давно отработано, к примеру, на олимпиаде по экономике для школьников - вот коробка, вот пломба, вот все могут убедиться, что ничего не вскрывалось, начинаем соревнование... Вот представитель Деловой России, вот его репутационная гарантия
5. Проверка идет сразу, никому никогда на дом работы не отдаются! Иначе возникает соблазн "продать душу за айфон"
Упаси Господь, я никого не обвиняю, но решение подобных процедурных вопросов будет способствовать популярности подобных мероприятий в студенческой среде. А ведь именно в этом задача состоит, не так ли?