Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Высшее образование: трудовой контракт vs. договора подряда

Уровень зарплаты любого сотрудника определяется его альтернативной стоимостью, то есть упущенной возможностью получать доход в другом месте. К сожалению, в системе высшего образования, особенно в провинции, альтернативная стоимость преподавания в вузе была и остается очень низкой. Где было работать преподавателю в советской системе высшей школы, если его не устраивали условия труда в государственном вузе? В государственной школе, ПТУ или техникуме? Соответственно, складывались д остаточно жесткие иерархические отношения, схожие с отношениями феодальными: ректор – король, деканы и заведующие кафедрами – вассалы, преподаватели – привилегированные, но все же крепостные. В столичных городах эта система была менее выраженной, т.к. была конкуренция между вузами, в провинции конкуренции практически не было, и феодализм процветал
В 90-ые годы прошлого века ситуация несколько изменилась. Появилась система негосударственного образования, в государственных вузах получило развитие финансирование за счет платных услуг, а уровень бюджетного финансирования значительно снизился. В результате зависимость преподавателей от заведующего кафедрой и заведующего кафедрой от ректора существенно снизилась. Ситуация стала приближаться к нормальным рыночным отношениям, альтернативная стоимость увеличилась.
Перед преподавателем встал выбор между двумя основными стратегиями поведения. Первая стратегия – «перелетная птица». Преподаватель продолжал числиться на кафедре в том или ином вузе, но подрабатывал, а часто это было и основной статьей дохода, в других государственных или негосударственных вузах. «Перелетные птицы» приносили за собой паттерны поведения (не всегда корректные), программы, методики обучения и т.д. Получила распространение практика, до сих пор не искорененная, когда диплом, написанный в одном вузе, появлялся на защите в другом вузе. И во много этому во многом способствовали «перелетные птицы». Происходило вымывание человеческого капитал, преподаватель постепенно превращался в «давателя лекций», на собственный профессиональный рост, на научную работу не оставалось времени. Инвестиции в саморазвитие не происходили, т.к. суть контракта между преподавателем и вузами стала по сути подрядная – Вы выполняете работу в виде чтения лекций, а мы Вам за нее платим. Так как профессиональный рост в условия контракта не входил, то и инвестиции не делались. Это стало особенно заметно в 2000-ые годы, когда снижение потенциала российской высшей школы стало очевидно за ее пределами.
Вторая стратегия – «многостаночник». Преподаватель работал в одном вузе, но с целью увеличения нагрузки брался за преподавания дисциплин, в которых он недостаточно разбирался. Для освоения новой дисциплины требуется, как правило, не менее двух лет. Многостаночники же набирали себе не одну, а множество дисциплин и производили подмену. Под видом дисциплины А читалась дисциплина В (даже возникла поговорка «то, что знаю, то и читаю»). Качество учебного процесса снижалось, у студентов возникал «когнитивный диссонанс», но проблема нагрузки для своих преподавателей «успешно» решалась. В значительной степени распространенности этого явления помог интернет, т.к. можно легко найти лекции по любой дисциплине и проч. В результате возникла ситуация, когда экономические кафедры заполняются технарями, юридические – социологами и историками и проч. Сутью правоотношений между вузом и «многостаночником» опять же оставался договор подряда. Опять же возникал вопрос объема лекционных часов и, соответствующей, оплаты за них.
Нормальные отношения между вузом и преподавателем должны строиться на основе трудового контракта, включающего в себя различные виды работ и учитывающего объем инвестиций в человеческий капитал. Он позволяет вузу максимизировать долгосрочный поток чистых доходов, а преподавателю долгосрочное благосостояние. Сведение же правоотношений к подрядным снижает стимулы у преподавателей к профессиональному росту и делает систему высшего образования неконкурентоспособной уже в среднесрочном периоде времени. Что мы, собственно, и наблюдаем.
Tags: Наука, Образ-ование
Subscribe

  • Скопинский "маньяк" и железногорский случай

    Интернет обсуждает интервью Собчак с человеком, отсидевшим за то, что вырыл подвал, похитил, держал в заложниках двух девушек в подвале, насиловал…

  • 8 марта!

    Ну хоть кто-то должен сказать правду, пусть и в микрофон. С праздником, милые дамы, сударыни и гражданки!

  • Кто в армии служил, тот в цирке не смеется

    И ведь это не стёб. Кто реально служил, тот вообще почти не смеется. Ведь там как, засмеялся, и тебе пипец. Два года и условный рефлекс. Хорошо, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments