Ливанов попытался внедрить некоторые индикаторы, позволяющие верифицировать данные утверждения. Базовыми из них были мониторинг, обязательность проверки ВКР на антиплагиает и фонды оценочных средств. Рассмотрим, что сработало, а что нет
1. Мониторинг эффективности вузов.
Во-первых слишком громко сказано, во-вторых показатели были манипулируемыми. Вузы завышали, и безбожно, уровень оплаты труда среднестатистического преподавателя, пряча реальное количество преподавателей, завышали расходы на науку, заключая договоры по типу "ты - мне, я - тебе". Но средний балл ЕГЭ при поступлении и количество иностранных студентов оказались трудноманипулируемыми показателями. Будь моя воля я бы упростил показатель по зарплате - брал бы ФОТ и делил тупо на штатников+совместителей+почасовиков, а в графу иностранные студенты добавил бы "студенты из других регионов России". Цель мониторинга - стимулировать у вузов политику определенного рода, а негативные последствия деятельности преподов, порхающих из одного вуза в другой очевидны, так же как отсутствие специализации на уровне региональных вузов
2. Обязательность проверки ВКР (выпусных квалификационных работ) на антиплагиат. Антиплагиат - не очень хорошая программа, но она лучше, чем никакая.Когда издержки манипуляций с чужими текстами станут запредельными, тогда начнут менять требования к объему работы (он должен быть меньшим), а там глядишь и до содержания доберутся. Деятельность всех этих диссеро- и дипломописателей сойдет на нет, когда студенту станет дешевле написать самому. А это случится, если писать все эти "научные" работы под копирку будет невозможно. Кстати, прямым следствием станет сокращение числа студентов и преподавателей, уйдут те, кто покупают и, соответственно, продают дипломы.
3. Фонды оценочных средств. В общем уже понятно, как в России будет выглядеть аккредитация через сколько-то лет. Случайным образом в вузе будут отбирать студентов, сажать в компьютерный класс и предложат выполнить ряд относительно простых заданий для их уровня в режиме on-line и под контролем проверяющего. Вкупе с выборочной проверкой ВКР это даст представление об уровне преподавания в том или ином вузе. Сейчас с этим бардак, каждый вуз разрабатывает свои уникальные ФОСы. Но что мешает через какое-то время отобрать лучшие из них и сделать стандартом?
Попомните мне в будущем, что это все начинал Ливанов... Авгиевые конюшни нашего образования расчищать еще долго, но кому-то же надо было начинать