Главный плюс Ливанова в том, что он понимал - как должна работать нормальная система образования. И поначалу даже начал делать определенные шаги в направлении подстройки системы. Но ему быстро дали по рукам, и он по большому счету на все "забил". Результатом стала еще несколько большая деградация системы, хотя куда уж больше?
Давайте разберемся, за что ругают Ливанова:
1. Он не отменил ЕГЭ. Ну, во-первых, они и не мог отменить ЕГЭ, даже если бы захотел. Это принималось федеральным законом и должно отменяться федеральным законом. Ливанов был сторонником ЕГЭ, однако за годы его правления уровень контроля как за качеством КИМов (контрольно-измерительных материалов), так и за самой процедурой сдачи экзаменов снизился. Результатом стали растущие подтасовки, объективность снижалась, исправлять ситуацию с наплывом на бюджетные места не сильных, а наглых и коррумпиованных министрество пыталось административными мерами. Но это было и до Ливанова, Ливанову удалось прекратить регулярные "сливы" КИМов и ответов к ним в интернет, хотя бы за это нужно сказать спасибо.
2. Он ввел обязательность публикаций вузовских преподавателей в журналах РИНЦ и SCOPUSе, чем породил фабрику липовых научных журналов и снизил доходы вузовских преподавателей, так как за публикации в реферируемых журналах ППС приходилось платить относительно немалые деньги. Ну опять же, кто ввел моду на "авторство свыше 500 публикаций в научных журналах"? Ливанов? Нет, он попытался проранжировать публикации по качеству и по научной составляющей. Но это невозможно при отсутствии признанного экспертного сообщества: если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму. Практика фейковых публикаций началась с конца 90-х годов, когда к нам пришел интернет. Опять же заслуга Ливанов в том, что он не замалчивал эту проблему
3. Не препятствовал (в других версиях мешал) деятельности Диссернета. Ливанов поставил Филиппова руководителем ВАКа. Филиппов - один из самых уважаемых людей в научном сообществе России, наиболее одиозные деятели все же лишались ученых степеней, произошла определенная чистка ВАКа, позакрывались советы, штампующие диссертации с почти одинаковыми названиями. Теперь сами подумайте - как эту махину с валом поддельных репутаций ломать? Только постепенно, отсекая самых одиозных персонажей и т.д.
4. При Ливанове зарплата учителей превысила зарплату вузовского работника. Но это опять же не зависело от Ливанова
5. Ливанов закрыл большое количество вузов и их филиалов. Причем под раздачу попали хорошие вузы, а плохие, зачастую, продолжают работу. Здесь субъективно. Для меня лично красной тряпкой был СГУ, с его филиалами в каждой деревне и "методистами" за шоколадку, а потом и без нее, дававшим ответы на предлагаемы unitы. Ливанов закрыл СГУ, это ему стоило, ведь кто-то же крышевал это СГУ в министерстве, если фабрики дипломов существуют, то кто-то имеет процент с крышевания.
В общем, Ливанов после первого года работы стал уже не министром, а таким своеобразным смотрящим. Ничего особо не меняем, но тех кто оборзел с поляны гоним. Возможно это была не самая плохая стратегия в период кризисных лет.
Лично по мне это лучше, чем то что предлагает Владислав Иноземцев