Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Category:

Почему деградирует юридическое образование?

В 90-х годах юридическое образование переживало бум. Все стремились стать юристами. Юрфаки росли как грибы, студенты-юристы давали значителные доход как государственному, так и негосударственному секторам высшего образования. В начале нового тысячелетия тенденция начала меняться. Экономфаки стали опережать юрфаки по численности студентов.


Источник: http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_17&ttype=2&Field=All (юристов обычно "суют" в гуманитарно-социальный блок, хотя давно уже пора выделить в отдельную группу)
Почему так происходит?
Конечно, играют роль внешние факторы (Путин стал кандидатом экономических наук, а это сигнал, места в судах и нотариальных конторах не резиновые и устроится туда все сложнее, идет общая деградация правовых институтов, что отражается на спросе и проч.)
Но я хотел бы остановится на внутренних факторах, определяющих срос на юридическое образование.
Человек приходит в вуз, чтобы научиться  делать то, что не умеют делать другие люди. Собственно за это умение ему будут платить в будущем. Вуз обещает его этому научить. Вуз может учить, а может делать вид , что учит.
Это может происходить оттого, что некому учить или нечему учить.
За рубежом подготовка юриста представляет собой овладение юридической техникой: понимание логики права, техники права, умение грамотно оформлять правовые документы - составлять иски, писать кассационные жалобы, грамотно использовать прецеденты и т.д. На практике это сводится к анализу дел, анализу стратегий, используемых как стороной истца, так и стороной ответчика, осовению юридической риторики, как науки убеждения
В России подготовка юриста, в подавляющем большинстве вузов, сводится к "выучиванию" растущей массы законов, которые при этом постоянно изменяются. Вопросы применения этих законов или сама по себе юридическая техника уходит на второй план.
И здесь возникает ключевой вопрос - а что, я не могу прочитать необходимый мне закон самостоятельно, если будет необходимо? Чем таким особенным владеет выпускник юрфака, что недоступно обычному смертному. Голова, набитая информацией об ограничительных регламентах, не представляет высокой ценности, когда есть всякие электронные системы поиска правовой информации. Если нет прикладной направленности получаемых знаний, то спрос на данный вид знаний неизбежно падает. Спрос на образование заменяется спросом на "корочку" или "цацку"
Это, кстати, угрозы и для популярных ныне экономики и менеджмента. Если экономисты не будут постоянно себе задавать вопрос - зачем то, что я читаю нужно студентам?, как эти знания и умения могут пригодиться в практической деятельности нонешних школяров?, то ожидания от полученного экономического или управленческого образования будут падать. В результате будет падать и популярность специальности, а свято место пусто не бывает.
В общем успех той или иной парадигмы определяется в конечном счете тем, что знают о существующей действительности профессионалы и тем как эти знания помогают студентам лучше других ориентироваться в сложившейся действительности. Конкуренция, понимаешь....

З.Ы. Кто следущий? Рискну предположить, что чем меньше математики или логики в концепции подготовки профессионала, тем больше "туфты". А она рано или поздно вылезет наружу, как не прячь
Tags: Образ-ование
Subscribe

  • Таки-шоу

    Поучаствовал в родительском собрании, под названием ток-шоу: https://www.youtube.com/watch?v=2inKqIm4vjI. Форма хорошая и, ИМХО, единственно…

  • Виктор Третьяков

    У меня есть товарищ еще с аспирантских времен, Андрей Говоров. Помимо пьянок, преферанса и проч. общей "любовью" была бардовская песня.…

  • Зубаревич у Светова

    Мне довелось Наталью Васильевну слушать вживую и даже пообщаться лично в 2006-2009 годах. Редкий случай, когда чем старше, тем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments