?

Log in

No account? Create an account

Курск и его окрестности

Previous Entry Share Next Entry
Послезащитные послевкусия
klikunov_nd
Что есть?
Есть некое направление в истории экономической мысли - меркантилизм. Смысл этого учения довольно прост: нужно обмануть соседа. Типа продать ему всякую дрянь, а купить у него ценные вещи. Чтобы это работало, т.е. чтобы соседи вас тупо не посылали подальше, нужно организовать какую-либо зависимость соседей от вас. Появилось словое колониальная зависимость. Разновидностью меркантилизма является марксизм, там тоже неэквивалентный обмен. Капиталист играет вкороткую, эксплуатируя труд животворящий и подпиливая сук, на котором сидит. Теория игр иллюстрирует данные отношения как "дилемму заключенного", а современный институционализм предлагает варианты ее решения.
Практика российских защит, что дипломов, что диссертаций, представляет собой разновидность меркантилизма. Причем это повелось давно, преподы обеспечивают "протекцию" некоторому количеству студентов в обмен на то, что будет закрывать зачетку студентам, находящимся под защитой других преподавателей: "Экзамена не будет, все билеты проданы". Особое искусство заключается в том, чтобы получить зачеты для максимального количества "своих" студентов и поставить как можно меньше зачетов для "чужих". Чем выше статус в вузовской иерархии, тем данную стратегию легче реализовывать. Апофеозом этого действа становится защита - не важна какая у Вас работа, важно кто Ваш руководитель.
Этим, кстати, отличаются хорошие и плохие кафедры. На хороших кафедрах заведующий старается соблюсти некую "справедливость", наказывая особо ретивых лоббистов, равномерно распределяя умных и неумных студентов между сотрудниками. На плохих существует система "любимчиков", которые получают преференции и "рабочих лошадок", которые тянут лямку с голосовой нагрузкой и получают дипломников, не желающих ни писать, ни платить.

Как у них?
1. Письменные экзамены, позволяющие четко верифицировать знания студента и сохранить результат 2. Система "трех подписей", нет публичных защит, превращающихся в выяснение отношений кто круче, а  есть система круговой ответственности за качество  работы представленной соискателем.

В чем проблема?
На защите проблема типа в том, что создается некая презумпкция вины студента и не предоставляется возможность эту "вину" исправить. Члены комиссии видят работу в лучшем случае минуты 3-4, делают впечатление о работе, выискивают, если позволяет председатель комиссии, какие-то блохи и обрушиваются с ними на соискателя: "Это почему у Вас список литературы всего из 51 наименования?", "Это где у Вас данные по 15-му году?" или даже "Мне кажется, что Ваша работа списана с другой и поди дальше разбирайся..."
В результате, вместо того, чтобы оценить а) содержание и б) оформление работы члены комиссии делают взаимные уколы друг другу реализую стратегию "своего не трогаем - чужого гнобим". Результатом становится общее снижение спроса на услуги высшего образования. Если судьи плохо судят, то болельщики перестают ходить на такой футбол.

Что делать?
1. Дать возможность студенту исправить "вину". Мы в каком веке живем? Разошлите заранее работу членам комиссии. Пусть представят свои конкретные замечания по работе. Не вообще "в работе присутствуют отдельные неточности", а  где и какие. На защите же студент показывает лишь, что он исправил. В этом случае, кстати, и защита-то не особо нужна, достаточно отправить исправленный текст и получить согласие рецензента-оппонента
2. Алгоритмизировать оформление. Есть такая программа, word называется, она позволяет создавать шаблоны. Очень легко и просто создать шаблон дипломной или какой там работы, задав титульный лист, задание, содержание, нумерацию с нужной страницы, предмет, объект, цель и т.д. во введении, выводы и предложения в заключении. Вопрос - почему так не делается. Или не умеют, или это не выгодно.
3. Перестать гнаться за объемом. Возьму к примеру список литературы. Есть мнение, что он должен быть не менее 100 наименований. Что ж посчитаем для магистров. Пусть магистр учится 2 года и сразу сразу пытается готовиться к написанию диссертации. Пусть магистр уделяет учебе и науки по четыре часа в день, учась каждую субботу и отдыхая в воскресенье. Таким образом он тратит на учебу 4часа*5дней*50 недель, Итого 1000 часов.в год или 2000 часов за два года. По учебному плану он должен освоить 36 часов/кредит*120кредитов=4320 часов. Пусть каждую неделю он по субботам просиживает 8 часов в аудитории, итого в год 400 часов. В общем как Вы ни крутите, сразу начать готовится к написанию у него не получится. В лучшем случае он может включить в список литературы 20 базовых учебников, которые он проходит за эти два года. Итого остается полгода. Пусть половину времени читает, а половину времени пишет. За три месяцы наш магистр сможет потратить на чтение (у него уже выходных и учебы нет) 90*4=360 часов. Если мы требуем с него прочитать минимум 80 книг и статей, то чтобы выполнить требование он должент прочитывать очередную книгу по теме со скоростью 4,5 часа в расчете на одну книгу. Неудивительно, что в работах студентов и магистров списки литературы носят ритуальный характер  и существуют отдельно друг от друга. То же самое касается и объемов работы. Лучше меньше, да лучше. Кто там это сказал?
4. Ужесточить требования к содержанию работы.Выпускная квалификационная работа является демонстрацией приложения полученых навыков к конкретному практическому материалу. Отличия магистров от бакалавров состоят, что первых навыков получено больше и они соответственным образом демонстируются. Какие это навыки. Первое - умение "брать анализы", т.е. расчет всяких показателей, характеризующих состояние объекта исследования. Есть такая программа, Excel называется, показатели вводятся туда и там автоматически обсчитываются. Проблема в том, что екселью не пользуются, а если пользуются, то берут временной ряд за три года, инфляцию не учитывают, обсчитывают только данные балансов и выдают это за "науку". Второе - умение строить верифицируемые, т.е. количественные прогнозы. Для этого используются всякие регрессии, ищутся корреляции, применяются конкретные модели (в экономике это спрос-предложение, S-C-P, имитационные и т.д.). Смысл этих моделей состоит в отбраковке незначимых факторов и нахождении связи факторов значимых с целями исследования). Вот о чем, должна быть выпускная квалификационная работа. Это и оценивает комиссия. По идее к любой ВКР должен прилагаться экселевский файл с соответсвующими расчетами, которые и должны проверять на корректность рецензенты-оппоненты.

Но похоже до файлов-приложений Excel, как впрочем и верифицируемых прогнозов, нам еще расти и расти, но ничего ведь некоторые народы калькулятор до сих пор не используют. На счетах считают, абак называют счеты эти


  • 1

Ну сейчас эти вопросы на совести ВУЗа. Как поставить, так и бу... Чего не хватает? Воли?


Совести!

  • 1