Меня попросили высказаться на тему "Распространенность религий и экономический рост" и подготовить статью. Статью подготовить я не смогу, а что тут нового можно сказать, а вот научное сообщение, пожалуй.
Этой темой занимается Роберто Барро и довольно давно, поэтому представляется возможным донести до Вас, читатель, несколько его выводов: http://scholar.harvard.edu/files/barro/files/religion_and_economic_growth_2003.pdf
Идеи:
1. Необходимо тестирование секуляризационной гипотезы, предполагающей чем ниже уровень религиозности населения, тем выше темпы экономического роста
2. Как измерить религиозность?
а) чем выше степень религиозного плюрализма, тема выше религиозность
б) спросить напрямую, например "Вы верите в рай?", а также "Вы верите в ад?"
в) выяснить как часть человек ходит в церковь или аналогичное культовое место
3. Наличие монополизма в религиозных отправлениях, сопровождаемая поддержкой государства, часто сопровождается низким посещения церкви, но более высоким уровнем отнесения самих себя к верующим. Это объясняется в том числе, субсидиями, получаемыми церковью от государства.
4. Возникновения ложных корреляций. Например, высокий уровень частоты посещения церкви положительно коррелириует с уровнем образования, что статистически так. Однако, непонятно - где причина, а где следствие. Нужно исследовать микроданные
5. Исследовать религиозный плюрализм в стране через построение индекса Херфиндаля, а потом найти коррелицию между ним и экономическим ростом по разным странам.
6. Верифицировать гипотезу, что посещение церкви укрепляет социальные связи и приводит к росту социального капитала, что самое по себе самостоятельный вклад в экономический рост (Sacerdote and Glaeser (2001) and Putnam
(2000))
Выводы:
Простая межстрановая корреляция между темпами экономического роста на душу населения и
процентом лиц, ежемесячно посещающим церковь (- 0,51)
процентом лиц, верящих в рай (- 0,48)
процентом лиц, верящих в ад (- 0.51)
Увеличение уровня образования на один дополнительный год в школе увеличивает на 10% вероятность ежемесячного посещения церкви (или наоборот, мы не можем однозначно утверждать о причинно-следственных связях)
Увеличение уровня урбанизации на 0,15 снижает вероятность ежемесячного посещения церкви на 5%
Гипотеза, что частота посещения церкви, сильно коррелируют с возрастом верующих и близостью к смерти или спасению, не получила четкого статистического подтверждения (возможно, по причине низкой мобильности лиц старшего возраста)
Исследование феномена "believing relative to belonging" (характеристика современных англичан, данная Davie’s (1994). Это не совсем верно так 1990 WVS of monthly church attendance, belief in heaven, and belief in hell are (0.11, 0.55, 0.27) in Finland, (0.13, 0.44, 0.19) in Norway, (0.09, 0.57, 0.12) in Iceland, and (0.14, 0.43, 0.32) in Japan. Для Англии этот показатель (0,24, 0,61, 0,29)
Религиозность положительно коррелирует с наличием и количеством детей в семье
The beliefs in heaven and hell tend to be highest for Muslim, then Catholic, then the other faiths
The results show that, for given religious beliefs, increases in church attendance tend to reduce economic growth. In contrast, for given church attendance, increases in some religious beliefs—notably in hell, heaven, and an after-life—tend to increase economic growth. There is also some indication that the stick represented by the fear of hell is more potent for growth than the carrot from the prospect of heaven.
Our conjecture is that higher religious beliefs stimulate growth because they help to sustain aspects of individual behavior that enhance productivity. Но данная гипотеза требует проверки.
Не удержусть и добавлю несколько своих наблюдений:
Классическое эссе Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" о преимуществе протестантизма над католицизмом не нашло статистического подтверждения на материалах Германии. Католический юг в итоге развился не хуже, чем протестантский (евангелический) север. Однако в масшатабах всей Европы наблюдение Вебера остается значимым - католический юг живет хуже протестантского (евангелического) севера.
Конфуцианский Китай, бывший образцом выбора "неправильной" религии для исследователей первой половины XX века, полностью опроверг все ожидания. Это необходимо учитывать при спекуляциях с православием, исламом и т.д.
Можно построить карту доминирующих религий, посчитать экономическое развитие территорий и сделать выводы об относительном конкурентном преимуществе той или иной конфессии. Однако, идеи Роберта Барро предостеригают от подобной непродуктивной затеи