?

Курск и его окрестности

Previous Entry Share Flag Next Entry
Российская проблема #2: чиновники-народ. Позитивный анализ маркиза Де Кюстина
klikunov_nd
На этой теме "оттоптались" все кому не лень. Одним из первых это сделал маркиз Де Кюстин  в книге "Николаевская Россия" (другой вариант названия "Россия в 1839 году"). Де Кюстин сделал позитивный анализ проблемы, т.е. указал на российские особенности с позиций французского барона, причем барона-монархиста (отца и деда де Кюстина якобинцы казнили во время французской революции). Иосиф Бродский все хотел написать предисловие к этой книге, не издававшейся как при царизме, так и при советах, но не успел. Издание полного перевода было осуществлено только в 1996 году (!!!). Почитайте некоторые реплики, прошло больше полутора веков. Многое ли поменялось?

  • Нет ничего, что российский император не мог бы вести в моду в своей стране.

  • Не думайте, будто пороком воровства поражены одни лишь крестьяне: воровство имеет столько же видов, сколько есть ступеней в общественной иерархии. Всякий губернатор знает, что ему, как и большинству его собратьев, грозит провести остаток своих дней в Сибири. Если, однако, за время своего губернаторства он исхитрится наворовать довольно, чтобы в нужный момент защитить себя в суде, то он выпутается; если же (случай невозможный) он остался бы честен и беден, то пропал бы

  • Старики в России морочат вас чистосердечно, сами того не замечая; ложь слетает с их уст так же простодушно, как откровенное признание. Хотелось бы мне знать, с какого возраста в их глазах обман перестает быть грехом. Те, кто живет в страхе, рано начинают лгать самим себе.

  • В России стоит министру потерять должность, как друзья его тотчас глохнут и слепнут. Прослыть впавшим в немилость - значит заживо себя похоронить. Я говорю "прослыть", потому что никто не дерзает сказать о человеке, что он уже впал в немилость, даже если дело к этому идет. Открыто заявить о немилости - значит убить человека.

  • Никто не вправе выехать из России, не предупредив о своих планах всех кредиторов, иначе говоря, не объявив о своем отъезде через газеты трижды, с перерывом в неделю. Следят за этим строго - правда, если заплатить полиции, этот срок можно сократить, но одно или два объявления в печати появиться должны непременно.

  • Впрочем, если бы число самоубийц в России и было велико, его бы никто не ведал. Располагать цифрами - исключительное право русской полиции, не знаю, доходят ли они в точности до самого императора; знаю лишь, что при нынешнем царствовании ничье несчастье не может быть обнародовано без высочайшего дозволения: ведь эти свидетельства власти провидения унизительны для власти земной.

  • ... ничем не сдерживаемый деспотизм одурманивает ум человеческий. Сохранить рассудок после двадцатилетнего пребывания на российском престоле может либо ангел, либо гений, но еще с большим изумлением и ужасом я вижу, как заразительно безумие тирана и как легко вслед за монархов теряют разум его подданные; жертвы становятся старательными пособниками своих палачей.

  • Не то чтобы русскую нацию в целом заботило, что о ней говорят и думают, нет; но несколько самых влиятельных родов снедаемы ребяческим желанием перекроить европейскую репутацию России.

  • Чтобы жить в России, скрывать свои мысли недостаточно — нужно уметь притворяться. Первое — полезно, второе — необходимо.

Ссылки:
Полное издание: Маркиз Де Кюстин "Николаевская Россия"
Цитаты из книги Маркиз Де Кюстина



  • 1
На мой вкус Бьюкенен и Нисканен сегодня более уместны и конструктивны. Все же прошло почти 200 лет.

Во-во, 200 лет, а ничего не меняется. На улице, чай, не Франция

  • 1