Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Categories:

К вопросу об организации межгородских пассажирских автобусных перевозок

Важную роль в соревновании между поездом и автобусом играет политика РЖД.
Традиционный подход "лежать" или "сидеть" работает все меньше. Сегодня в "Ласточках" и "Сапсанах" сидят, передвигаясь в пространстве со средней скоростью 90-100 км. в час и платя за это дело 1,5-2 рубля за километр. В результате РЖД получает значительную прибыль за счет пассажирских перевозок и распространяет это дело (например скоростной сидячий "Астрахань-Волгоград"). Не удивлюсь, если скоро запустят какую-нибудь "Ласточку" по маршруту Курск-Воронеж.
Однако, железные дороги у нас построены достаточно дурацким способом и перестраивать их государство не собирается. Примерами являются отсутствие прямого ж/д сообщения между Воронежем-Волгоградом, Воронежем-Саратовым, Волгоградом-Астраханью и другими городами-околомиллионниками. У путешествующего возникает дилемма - либо кругалями ехать поездом, либо автобусом напрямик. Выбор "напрямик" и создает спрос на межгородские пассажирские автобусные перевозки.
Качество автомобильных дорог в России медленно, но улучшается. Спрос еще сильнее сдвигается в пользу автобуса, результатом является сокращение времени в пути (года три-четыре назад старенький автобус из Курска до Воронежа шел 4,5-5,5 часов, сегодня маршрутка едет 3,5-4 часа) и увеличение стоимости проезда (автобус сегодня стоит в среднем 2 рубля за километр и опережает по цене ту же "Ласточку"). В этот бизнес пришли частники, они покупают новые автобусы, получают лицензии на обслуживание маршрутов, платят автостанциям за парковку и т.д. В принципе это неплохо, однако существует целый ряд "но":
1. Развитие коммерцеских маршрутов происходит при закрытии маршрутов традиционных. Возьмем тот же маршрут "Курск-Воронеж". Теперь в Тим маршрутка не заходит, льгот на ней нет, как тому же пенсионеру добраться до Курска? Да и цена "кусается". Это неправильно, развивайте коммерческие рейсы, кто спорит, но оставьте хотя бы два обычных, медленных и дешевых, рейса. Хорошо, хотя бы один оставьте. Дайте возможность бедным людям передвигаться в пространстве.
2. Пренебрежение "коммерсантами" правами потребителя. Я думаю, что читатель не будет спорить, что межгородские автобусные перевозки сопряжены с бОльшим риском и бОльшей зависимостью пассажира от водителя по сравнению с перевозками внутригородскими. Соответственно и уровень требований к организации данных перевозок должен быть выше! А по факту он ниже:
- нигде в автобусах-маршрутках нет цен - сколько стоит проехать от места А до места Б.
- нигде не указано расписания: где останавливается, сколько стоит автобуст на той или иной автостанции.
- нигде не указаны даже данные о водителях, кто меня везет, на кого жаловаться в случае чего, не говоря уже о телефонах экстренных служб
- автостанции, получая от коммерсантов роялти, не отслеживают наличие "левых" безбилетных пассажиров, результатом является переполнение, "стоячие" пассажиры и другие неудобства (похоже на этим следит только ГИБДД, но это не совсем их функции вообще-то)
3. Отсутствие четкого контроля за техническим состоянием автотранспортного средства. Я понимаю, что кто-то за это отвечает и даже не буду ссылаться на недавние громкие аварии в Чечне, Красноярске, Новосибирске и Татарстане. Приведу два примера. Первый - традиционно неработающая дверь в межгородских маршрутках и просьбы водителя "захлопнуть хорошенько". Второй - система кондиционирования, работающая на распространение инфекций. В больших автобусах летом обязательно работает сплит-система, но ее годами никто не чистит. В результате все зловредные микробы размножаются в благоприятном для них "климате" и с успехом попадают в организм пассажиров. И это касается не только маршрута "Воронеж-Астрахань", это обычное дело. Хотите уберечься - одевайте антигрипозные маски
4. Отбор и квалификация самих водителей, это отдельный вопрос
5. Монополизм перевозчиков. Коммерсантам он выгоден (рейс Воронеж-Курск-Воронеж приносит при 90% загруженности 16 тыс. рублей в день), контроллерам выгоден тоже (с ними, возможно, делятся немного, да и голова теперь не болит насчет содержания автобусного парка, загруженности автостанций и т.д.). Не выгоден монополизм потребителям, дороговато он нам обходится
Если эти "но" не начинать устранять сегодня, то завтра они будут еще значительнее, так как с возрастом ничего не улучшается. Это касается как автотранспортных средств, так и самих дорог, автостанций, водителей и контроллирующих органов.

З.Ы. Впрочем, если ездить приходится регулярно, то можно взять книжку Орхана Памука "Новая жизнь", насладиться высокой литературой и понять как с этим делом в Турции. Как в организационном, так и в метафизическом плане
Tags: ГРЭ, Экономика города
Subscribe

  • О Боге, рае, аде и Сведенборге

    Рассматривая роль Бога или божественного провидения в нашей жизни, неизбежно приходишь к логическому противоречию между понятиями…

  • Третья волна?

    1. Вот изобрели вакцину, даже несколько вакцин. В Израиле вот почти всех привили. В Европе уже к 10% приближаются. Но люди продолжают болеть. У…

  • ...

    Сегодня М.В. Мишустину, Председателю Правительства РФ исполнилось 55 лет. Я как-то думал, что он значительно старше. Годы службы в Налоговой дают о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments