Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Categories:

Сетевые эффекты в высшем образовании

Сетевые эффекты являются разновидностью эффектов внешних. В общем случае сетевой эффект можно определить через  влияние ожидаемого рыночного спроса на благо на индивидуальный спрос. Если Вы ожидаете, что какое-то благо войдет в моду, то Вы переключаетесь на потребление этого блага. Об этом писал еще Торстейн Веблен в 10-х годах прошлого века в книге "Теория праздного класса".
Сетевой эффект можно определить как влияние окружения на человека: "In the Rome do as Roman does", Считают его плохо, но пытаются активно использовать в маркетинге, PR-деятельности, да и в сегодняшней российской социологии. Если Вам постоянно твердят, что 86% поддерживают В.В. Путина, то большинство также будут демонстрировать поддержку, хотя бы руководствуясь выгодами, которое дает конформтистское поведение.
Если говорить о высшем образовании, то само высшее образование (далее ВО) можно рассматривать как благо с явно выраженным сетевым эффектом. Некоторые люди получают ВО, потому что это делают другие люди. Экономисты говорят в этом случае о сигнальной функции ВО - смотрите я не хуже других, у меня тоже есть заветная "корочка". Хорошо это или плохо? В наших современных условиях скорее плохо и вот почему. Положительные сетевые эффекты порождает не образование вообще, а образование специализированное. Живут в различных городах и странах физики, к примеру. Они получили специализированное ВО, т.е. углубленно изучали проблемы определенного свойства. Если эти физики начинают общаться - напрямую или через интернет - возникает прямой сетевой эффект. Он заключается в обмене знаниями и практиками и возможном появлении чего-то нового, какой-то идеи (для этого собственно и придуманы научные конференции). Знание того, что где-то там специалист сидит порождает неявный сетевой эффект, физик поостережется писать, подписывать или говорить какую-нибудь лажу, понимая, что это есть потеря репутации в глазах коллег, которых он даже может и не знать напрямую.
Положительные сетевые эффекты возникают при наличии профессионального сообщества. Теперь подойдем к этому вопросу с другой и сразу скажу российской и только стороны. Возьмем расхожую фразу: "Ученый это человек, которого считают ученым, люди, которых он считает учеными". Уберем слово "ученый" и поставим слово "доктор наук" и добавим к этой фразе, "статус которых подтвержден государством или ВАКом". Так вот, если это сообщество не будет профессиональным, т.е. не сможет решать проблемы эффективнее по сравнению с другими сообществами, то само наличие подобного сообщества будет приносить вред. Ведь за статус нужно платить, а выгод для общества этот статус не порождает. Об этом хорошо пишет Майкл Спенс, популярное изложение можно найти у Вэрьена здесь в 35.6: http://freakonomics.ru/text/Glava35
Почему у меня такой скепсис в отношении российской высшей школы?
Тому следующие причины:
1. Растущая изоляция российской высшей школы от мирового рынка знаний, проявляющаяся в элементарном незнании нашей профессурой английского языка
2. Продажа диссертаций и "вовлечение" в научное сообщество лиц, не имеющих к нему отношение. Найдите хоть одного депутата или губернатора без научной степени
3. Циркулирование дипломных работ из вуза в вуз и даже внутри одного вуза
4. Несоответсвие педагогической специализации специализации научной. Технари читают менеджмент, социологи ведут информационные технологии, педагоги вообще все на свете ведут и т.д.
5. Качество научных статей в "научных" журналах. Нужно понимать, что если не мигрируют ученые, то мигрируют идеи. А зачем публиковать идею за свои собственные деньги, если за рубежом Вам за это готовы платить: мы платим или нам платят

Утешает лишь то, что другие страны тоже наступали на эти грабли. В той же Германии продажность профессуры была притчей во язытцах, но ничего как-то очистились от прохиндеев, шарлатанов и чудаков. И у нас очищение системы произойдет. И обязательная публикация вузом выпускных квалификационных работ хороший сигнал в этом отношении
Tags: Образ-ование
Subscribe

  • Неделя в картинках

    Раньше: «У меня с советской властью стилистический расхождения» Теперь: «У меня российской властью статистические…

  • Неделя в картинках и фразах

    №1. «... и чтоб попутный ветер, всегда вам дул в лицо!» №2. Знаменосец не давал себя отвлечь сменой знамени

  • Неделя в картинках и фразах

    Если бы не я, то у меня всё бы получилось. История с выпускником Бауманки, которого не взяли, поскольку «нужен человек с высшим образованием,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments