Следовательно, организационно-правовая форма вытекающая из этой сути - товарищество, некое добровольное объединение лиц, обладающих специфическими навыками. Одна из основных характеристик товарищества состоит в том, что доходы делятся более-менее равномерно между всеми товарищами. Вторая характеристика - территориальная принадлежность, товарищи лично контактируют друг с другом.
В зарубежной высшей школе эти принципы действуют. Территориальная принадлежность воплощена в идее кампуса, идея равенства - в ротации деканов, заведующих кафедрами и в относительном равенстве доходов профессуры.
В современной России это не так.
Территориальной принадлежности никакой. Здания действующих университетов разбросаны по разным местам, а профессура разных кафедр не знает друг друга, так как территориальна разобщена. Диспаритет в заработных платах страшный. Официальные заработные платы ректоров за 2013 год не опубликованы, хотя были должны. В 2012 году счет шел уже на миллионы (можно посмотреть здесь), медиана была в районе 5,5 млн. рублей в год, а это между прочим 450 тыс. месяц. Получает ли доцент вуза 450 тыс. хотя бы в год?
Вот они два ключевых направления изменений в высшей школе:
1. Минимизация зависти и относительное выравнивание доходов администраторов и педагогов
2. Концентрация научной и образовательной деятельности на одной территории, реализация идеи кампуса.
Без решения этих двух задач все потуги Министерства будут тщетными, так как направлены на решение чисто бюрократических задач и не связаны с первичным смыслом образовательной деятельности. Ну и конечно же вопрос качества знаний и навыков самих профессоров, но это вопрос отдельный и требует самостоятельного поста