Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Эффекты масштаба в высшем образовании: что делать?

Самое главное - нужно вернуться к первичным смыслам. Кафедра, а затем и вуз - это сообщество людей, думающих над определенным кругом проблем. Думающих под разным углом зрения, но их похожесть состоит в этом постоянном размышлении, постоянной умственной работе. Результатами этой мыслительной деятельности они делятся между собой (двигают вперед науку) и студентами (осуществляют учебный процесс). Результат этих размышлений - инновации, а это уже некое благо, за которое готовы платить деньги либо студенты, либо внешние потребители. В образовании всегда присутствует бизнессоствляющая, без этого образование превращается в некую повинность, а вуз или школа в некое подобие тюрьмы.
Следовательно, организационно-правовая форма вытекающая из этой сути - товарищество, некое добровольное объединение лиц, обладающих специфическими навыками. Одна из основных характеристик товарищества состоит в том, что доходы делятся более-менее равномерно между всеми товарищами. Вторая характеристика - территориальная принадлежность, товарищи лично контактируют друг с другом.
В зарубежной высшей школе эти принципы действуют. Территориальная принадлежность воплощена в идее кампуса, идея равенства - в ротации деканов, заведующих кафедрами и в относительном равенстве доходов профессуры.
В современной России это не так.
Территориальной принадлежности никакой. Здания действующих университетов разбросаны по разным местам, а профессура разных кафедр не знает друг друга, так как территориальна разобщена. Диспаритет в заработных платах страшный. Официальные заработные платы ректоров за 2013 год не опубликованы, хотя были должны. В 2012 году счет шел уже на миллионы (можно посмотреть здесь), медиана была в районе 5,5 млн. рублей в год, а это между прочим 450 тыс. месяц. Получает ли доцент вуза 450 тыс. хотя бы в год?
Вот они два ключевых направления изменений в высшей школе:
1. Минимизация зависти и относительное выравнивание доходов администраторов и педагогов
2. Концентрация научной и образовательной деятельности на одной территории, реализация идеи кампуса.

Без решения этих двух задач все потуги Министерства будут тщетными, так как направлены на решение чисто бюрократических задач и не связаны с первичным смыслом образовательной деятельности. Ну и конечно же вопрос качества знаний и навыков самих профессоров, но это вопрос отдельный и требует самостоятельного поста
Tags: Образ-ование
Subscribe

  • Премьер-лига, 1 лига, 2 лига и т.д.

    Министерство Минобрнауки опубликовала результаты мониторинга вузов за 2020 год. Промониторено 1210 вузов (623 головных и 527 филиалов, блин, они еще…

  • Мониторинг - дело хорошее

    Комитет образования и науки Курской области выпустил приказ "Об организации в образовательных организациях Курской области мониторинга Аккаунтов…

  • ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ

    ОГЭ - основной государственный экзамен, это для тех, кто закончивает 9-ый класс. Он обязательный, но непонятно, зачем он нужен. Для тех, кто идет в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments