Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Электрички. Взгляд экономиста

Научи попугая понятиям "спрос" и "предложение".
Вот тебе и экономист
(приписывается Полу Самуэльсону)

В России появилась дискуссия - дискуссия о необходимости закрыть пригородное железнодорожное сообщение. Начало РЖД: "Мы закрываем...", продолжило общественное мнение: "Ужас, ужас...", подвел итог Владимир Владимирович Путин: "Вы что с ума посходили..."
Что характерно, то в этом обмене мнениями не было главного - денег. Почти никто не апеллировал к экономическим категориям, выгодно или нет. Я пожил в трех регионах - Астрахани, Москве и Курске. В каждом из этих регионов ситуация с пригородным железнодорожным транспортом совершенно различная, определяемая географией, особенностью расселения, доходам населения и имеющимся в наличии железнодорожным полотном. Не нужно забывать, что РЖД - естественная монополия, обладающая ключевыми ресурсами в виде железнодорожного полотна и железнодорожными станциями.
Но объять необъятное нельзя поэтому начну с Курской области.
Спрос.
Курская область является одним из Кристаллеровских узлов, центром, которого является Воронеж (раньше был Харьков). Соответственно возникает спрос на транспортное сообщение Брянск-Курск, Орел-Курск, Липецк-Курск, Воронеж-Курск, Белгород-Курск. Расстояние между этими городами 150-200 км., что очень выгодно с позиций экономии времени по сравнению с Москвой (520 км). Население этих областей оставляет 6-7 млн. человек, что сопоставимо с населением самой Москвы, близость городов может порождать значительные выгоды от разделения труда и специлизации. Но не порождает. Более того, юг ЦФО достаточно плотно населен. В Курске живет 400 тыс. человек, а в его окрестностях 700 с лишним тысяч (это не Астрахань, где население областного центра превышает по численности население окрестностей).
Т.е. спрос есть - люди едут в областные центры лечиться, учиться, жениться (выходить замуж), тратить или зарабатывать деньги. Профессора из Воронежского университета вполне бы могли читать лекции по специализированной тематике в Курске, Белгороде или Орле и наоборот. Но спрос упирается в предложение, точнее монополизм РЖД (не забудем, что у монополии нет кривой предложения)
Предложение.
РЖД просто занимается поиском ренты, пытается жить за счет государственных субсидий и почти полностью игнорирует экономические реалии. Это ведет компанию к экономическому коллапсу.
1. Ничего не строится. Я даже не говорю за непостроенную железную дорогу "Курск (400 тыс. населения) -Железногорск (100 тыс.)". У нас из  Воронежа (1 млн. чел) в Волгоград (1 млн. чел) по железной дороге нужно ехать через Липецкую область. Посмотрите на карту, в Курской области поезда по прямой идут только на север и на юг
2. Создание квазисамостоятельных фирм типа "Пригородные электрички" и наваливание на них всех пассивов. Ну это мы уже с банками проходили, и это называлось кидалово. Если постоянные издержки, а для естественной монополии РЖД они чрезвычайно высоки, перевести на "дочку", то "дочка" всегда будет нерентабельной. Этой нерентабельностью можно шантажировать региональные власти, а через них и федералов. И никто не заявит, что тарифы задраны настолько, что выгоднее ездить на всяких маршрутках. Получается замкнутый круг: завышенные цены - сокращение числа поездок - нерентабельность. Но этот круг проблема не только РЖД, этот круг порождает как внутри-, так и межрегиональную стагнацию
3. Отсутствие какой-либо дискриминации потребителей (это отдельный вопрос и как-нибудь его нужно рассмотреть в качестве самостоятельного)
4. Неэффективные проекты не имеющие отношения к бизнесу РЖД (издание и "бесплатное" распространение православных журналов, футбольные, хоккейные и всякие другие спортивные клубы и проч.)
РЖД ведет себя так, как будто компании не угрожает конкуренция. А между тем россияне выбирают автомобиль или автобус. Так когда-то американцы профукали свои железные дороги, теперь и мы идем по этому же пути. А жаль, поезд лучше автобуса как вид транспорта, особенно с учетом российских расстояний

З.Ы. Вот карта железных дорог Курской обалсти для интересующихся:
Железные дороги КУрской области
Tags: ГРЭ, Экономика города
Subscribe

  • Таки-шоу

    Поучаствовал в родительском собрании, под названием ток-шоу: https://www.youtube.com/watch?v=2inKqIm4vjI. Форма хорошая и, ИМХО, единственно…

  • Виктор Третьяков

    У меня есть товарищ еще с аспирантских времен, Андрей Говоров. Помимо пьянок, преферанса и проч. общей "любовью" была бардовская песня.…

  • Зубаревич у Светова

    Мне довелось Наталью Васильевну слушать вживую и даже пообщаться лично в 2006-2009 годах. Редкий случай, когда чем старше, тем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Таки-шоу

    Поучаствовал в родительском собрании, под названием ток-шоу: https://www.youtube.com/watch?v=2inKqIm4vjI. Форма хорошая и, ИМХО, единственно…

  • Виктор Третьяков

    У меня есть товарищ еще с аспирантских времен, Андрей Говоров. Помимо пьянок, преферанса и проч. общей "любовью" была бардовская песня.…

  • Зубаревич у Светова

    Мне довелось Наталью Васильевну слушать вживую и даже пообщаться лично в 2006-2009 годах. Редкий случай, когда чем старше, тем…