Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Category:

Маркетинг как наука или мои претензии к Котлеру

"Концепция" маркетинга Филипа Котлера строится на четырех  P (см. например здесь):

  • Product - продукт, точнее качество блага и/или предпочтения потребителей в отношении блага

  • Price - цена

  • Promotion - продвижение товара, точнее стратегия продвижения

  • Place - местоположение бизнеса, доступность блага

Иногда к этим четырем P добавляют пятую категорию (People - люди, персонал), что позволяет гуру маркетинга переименовывать свои труды в "Маркетинг-Менеджмент"

Влияют ли эти четыре категории на успех? Да, несомненно.
Измеримы ли они? Что-то лучше (например, цена), что-то хуже научились мерить. Например, "управленцы качеством" мерят искомое качество через вероятность отказа или ожидаемый срок эксплуатации товара (это не очень правильно). Оценка стратегий продвижения относится к категории "вилами по воде".
Научны ли данные категории? Научны в той степени, в которой измеримы

Но речь даже не о самих категория маркетинга, а о связях между ними. Наука устанавливает причинно-следственные связи между категориями, а Котлер сваливает все в одну кучу. Всё влияет на успех, вот его посыл. Отсюда и появление кучи других параметров успеха (последующие 7P, 10P). В результате этот подход нагромождает сущности, порождает дикую мультиколлениарность между экзогенными параметрами и превращает маркетологов в некую секту, пляшущую под бубен своего гуру.
Чтобы разобраться в этой какофонии давайте для начала определим экзогенные (input) и эндогенные (output) факторы. Если находится в пространстве четырех P, то предлагаю в качестве категорий вводных в модель выделять "местоположение" и "качество блага". Эти факторы определяют стратегию продвижения блага на рынке, причем здесь нужно ввести ввести параметр "конкурентная среда", который у Котлера отсутствует. И в итоге, мы получает эндогенный параметр под названием "цена" (которая в свою очередь определяет объем продаж и итоговую прибыль)
В общем-то, я сейчас в популярной форме описал парадигму S-C-P, лежащую в основе экономического анализа рынков. И я утверждаю, что здесь какая-то наука есть, по меньшей мере в априорном подходе

Кстати, те же претензии возникают и к четырем "И" нашего уважаемого Дмитрия Анатольевича Медведева: Инвестиции, Инновации, Инфраструктура, Институты. Если не будет Институтов (input), то об инвестициях, инновациях и даже инфраструктуре (output) рассуждать особо смысла нет
Tags: Менеджмент, Наука, Стратегическое поведение, Хреньология
Subscribe

  • Неделя в картинках

    Раньше: «У меня с советской властью стилистический расхождения» Теперь: «У меня российской властью статистические…

  • Неделя в картинках и фразах

    №1. «... и чтоб попутный ветер, всегда вам дул в лицо!» №2. Знаменосец не давал себя отвлечь сменой знамени

  • Неделя в картинках и фразах

    Если бы не я, то у меня всё бы получилось. История с выпускником Бауманки, которого не взяли, поскольку «нужен человек с высшим образованием,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments