Ответ одного из таджиков был прост и аргументирован: "А ты что не знаешь, что евреи едят младенцев?"
Другой таджик его перебил: "Да нет, ты путаешь. Младенцев едят цыгане..."
Это я к ситуации творящейся сегодня в массовом сознании по поводу Украины. И нас, и украинцев убеждают, что на Донбасе едят младенцев. Ответ на вопрос "Кто ест?" у сторон диаметрально противоположный. Если оба народа будут убеждены в этом "факте", то наступит война всех против всех, по типу того же Таджикистана и проч.
Только я надеюсь, что не наступит. И вот почему:
1. Чем дальше эти все ребята (как с российской, так и с украинской) стороны брешут, тем меньше им верят. Помните у Булгаков в "Мастере и Маргарите" этот феномен описан. Я не смотрю телевизор, но даже по радио (а оно обладает не меньшей убеждающей силой, чем "ящик") чем чаще Шевченко или там Шаргунов кричат "ну я же сам это видел"..., тем больше сомнений в их честности возникает. Частое использование методов профессиональной пропаганды приводит к растущему сомнению в отношении личности агитаторов. Кстати, это касается и украинцев (по одним методикам-то учились впрочем).
2. Таджики были убеждены в том, что евреи едят детей, в том числе и потому, что они никогда до этого не встречались с евреями. Русские и украинцы - два очень тесно взаимодействующих народа, извлекавших в течение длительного времени выгоды от этого взаимодействия. Я иногда провожу анкету среди студентов в отношении восприятия других народов: "За представитиля какой нации (кроме русского) Вы бы вышли замуж (или, соответственно, женились?" И кого чаще всего указывали? Правильно, украинцев, белорусов и татар. Было бы интересно провести исследование - как меняется восприятие "укров" у россиян в зависимости от территориальной удаленности от Украины.
3. Вера в Христа
4. Выгоды от потенциального экономического сотрудничества и сложившего разделения труда
5. Усталость от войны и осознание растущих потерь, сопоставимых со стоимость всего национального богатства как Украины, так и России.
Оценками экономических потерь от этого конфликта я и собираюсь заняться в ближайшее время.
А ужас-ужас сегодняшней ситуации заключается еще и в том, что и и них и у нас повылазила на первые роли всякая дрянь, которая завывает, заламывает руки, проклинает всех и вся, и передает свой в общем-то частный психоз всем нормальным людям. А как и когда работать, если все вокруг или дерутся, или ругаются, или просто тихо сходят с ума
З.Ы. Как говорил Чебурашка, выпав из окна небоскрёба, - главное не время падения, а ускорение при остановке внизу.
Лети по воле волн, кораблик.
Твой парус похож на помятый рублик.
Из трюма доносится визг республик.
Скрипят борта.
Трещит обшивка по швам на ребрах.
Кормщик болтает о хищных рыбах.
Пища даже у самых храбрых
валится изо рта.
Лети, кораблик, не бойся бури.
Неистовей, но бесцельней пули,
она и сама не знает, в ту ли
сторону ей
кинуться, или в эту. Или
в третью. Их вообще четыре.
Ты в этом смысле почти в квартире;
владелец -- Гиперборей.
Лети, кораблик! не бойся острых
скал. Так открывают остров,
где после белеют кресты матросов,
где, век спустя,
письма, обвязанные тесемкой,
вам продает, изумляя синькой
взора, прижитое с туземкой
ласковое дитя.
Не верь, дружок, путеводным звездам,
схожим вообще с офицерским съездом.
Тебе привязанность к праздным безднам
скорей вредна.
Верь только подлинно постоянной
демократии волн с еенной
на губах возникающей в спорах пеной
и чувством дна.
Одни плывут вдаль проглотить обиду.
Другие -- чтоб насолить Эвклиду.
Третьи -- просто пропасть из виду.
Им по пути.
Но ты, кораблик, чей кормщик Боря,
не отличай горизонт от горя.
Лети по волнам стать частью моря,
лети, лети.
(И. Бродский, 1993)
(И. Бродский, 1993)