Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Как нам (или вам) обустроить молодежные форумы?

Оказывается уже лет пять как это модно. Уже сформировалась целая группа людей, которые сделали участие в подобных мероприятиях своей основной профессией, не говоря уже о деятельности региональных "Комитетов (департаментов, министерств) по делам молодежи". Объявляется конкурс, молодые люди подают заявки, каким-то образом делается отбор и счастливчики получают возможность в течение нескольких дней или недель потусить.
Это и "Селигер", и "Машук", в работе которого Ваш покорный слуга принимал участие, и "Ладога", и "Алтай" и куча других. Минимум по одному форуму на каждый федеральный округ.
Начну с названия мероприятия. Форум - это прежде всего площадь, на которой собираются люди и что-то там решают. В этом смысле название мероприятия сужает смысл происходящего. На площади участники форума собираются всего два раза в день - на зарядку и вечернее мероприятие (что-то типа дискотеки). Это все равно, что назвать военную часть словом "плац". Поэтому далее позволю себе использовать понятие "летняя школа".
Цель летней школы двояка. Чему-то научить и социализовать ребят. Общение молодежи из разных регионов полезно прежде всего для них же самих, установление дружественных связей с высокой вероятностью даст положительный эффект в будущем, в том числе и экономический.
Теперь перехожу к летней школе "Машук" и посмотрим как эта цель реализуется. "Машук" собирает представителей молодежи Южного федерального округа, а это весь Северный Кавказ и Ставрополь. Цель - защита бизнес- и социальных проектов. Каждый из участников представляет свой проект. На практике получается, что 1200 участников представляют где-то 800 проектов. Эти проекты проходят через "конвейер проектов", на котором эксперты оценивают проект по десятибальной шкале. Проект оценивается по семи параметрам. В основе оценки лежит некая идеология SMART (подробнее о ней в Википедии можно посмотреть). Далее лучшие проекты отправляются в Москву, где во втором туре, как я понял, лучшие из лучших получают финансирование до 500 тыс. рублей. Параллельно на "летней школе" идут занятия, которые, по идее, должны улучшить качество проекта. По факту посещаемость занятий достаточно низкая, так как участники школы либо дописывают проекты, либо просто балдеют. Социализации по факту никакой не происходит, все держатся отдельно друг от друга.
Позволю себе вспомнить то, как была организована летняя школа в Лондонской школе экономики (LSE), в работе которой мне удалось принять участие и порекомендовать некоторые моменты для российских "форумов":
1. Система отбора участников должна быть прозрачной. В LSE отбор простой, если заплатил, то принимаешь участие, если у университета есть договор с LSE, то сумма платежа меньше. Если платежи в системе не предусмотрены, то необходимо осуществлять отбор участников на основе какой-то другой "жертвы", которую они готовы понести. Например, выполнение каких-либо учебных заданий (так например отбирались участники для летних школ, организуемых Высшей школой экономики), представление эссе с обоснованием необходимости участия в работе летней школы или что-то другое. Иначе получается, что цели участников и цели организаторов начинают различаться.
2. Командная работа над проектами вместо индивидуальной. В LSE так было, весь поток участников по направлению был разбит на четверки. Например, в моей четверке был американец, индус, австриец и Ваш покорный слуга. И мы коллективно работали, результат - социализация.
3. Тьюторы вместо "конвейерных экспертов". Опять же  опыт LSE. Утром лекции, после обеда командная работа, что-то вроде семинаров, с презентациями от команд, обсуждением и проч. Задача тьютора - максимально улучшить качество проекта. У эксперта на конвейере после 7-8 проекта начинают "замыливаться" глаза, а за день через него проходит до 150 проектов. Какое там может быть качество? И отдельный вопрос - отбор самих экспертов. Ставить представителей той или иной республики экспертом нельзя. О какой объективности может идти тогда речь?
4. Методическое обеспечение. Сама летняя школа должна быть результатом большой предварительной работы. Что будет изучаться на школе, кто будет читать лекции, кто станет экспертом, каковы правила отбора проектов? Все эти вопросы должны быть заранее опубликованы. Сравните, к примеру, сайты форума "Машук" (здесь) и сайт летних школ LSE (здесь). Чувствуете разницу?
5. Так же нужно как-то обучать самих обучающих

Идея молодежных форумов сама по себе хорошая, но чтобы эти проекты вышли хотя бы на какой-то приличный уровень нужно много чего сделать. Иначе все это окончательно превратится в очередной распил бабла.
Tags: Менеджмент, Наблюдения, Образ-ование, Путешествия
Subscribe

  • Александр Дмитриевич Зудов

    Его в Шпайере знали лучше, чем в Курске. Такой символ Дома Знаний, воплощенный в совершенном знании немецкого. Он, кстати, и английский понимал…

  • Ларри Флинт. R.I.P.

    "Если закон защитит такой мешок с дерьмом как я, то он защитит и Вас". Не такой уж он и мешок с дерьмом был. Служил в армии, открывал и…

  • Сэр Томас Шон Коннери. RIP

    Он шотландец. Он жил как шотландец и умер как шотландец (Хэллоуин в Шотландии и Ирландии называют Самайн) Джеймс Бонд, Робин Гуд, Король Артур,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments