Это так Ливанов говорит. А теперь подумаем.
У нас есть дурацкая манера сначала делать заявления, а потом уже начинать работу. Более того, очень часто заявления делаются без формулировки проблемы.
Какая главная проблема ЕГЭ? Мнений два:
Первое - ЕГЭ проверяет что-то не то, грубо говоря, "хрень" всякую спрашивают, а востребованные на рынках труда компетенции остаются за бортом. Пример, спрашивают когда родился Пушкин, но само творчество поэта остается вне сферы действия экзамена. Назовем эту проблему методической.
Второе - ЕГЭ манипулируем, т.е. наиболее наглые ППЭ (пункты приема экзамена) и регионы позволяют себе завышать результаты "нужным" школьникам, обеспечивая их поступление в престижные вузы на бюджетные места. Назовем эту проблему коррупционной.
Вот заявление Ливанова, оно какой проблемы касается? Если говорить о тестах, то вроде как предлагается решать методическую проблему. Действительно, система выбора из нескольких вариантов ответа позволяет детям получить лучшие результаты по сравнению с системой "впиши правильный ответ". Сошлюсь на свой интерактивный курс по микроэкономике. Наилучший результат студенты показывают в теме 7 "Теории и практики ценовой дискриминации потребителей. Реклама". Задачи там сложные, но методика "выбери правильный ответ", что означает выбери наиболее правдоподобный ответ, позволяет студентам проходить этот раздел влегкую. Серьезная проблема? Да нет, просто в этой теме необходимо пересмотреть систему оценки. Ошибка должна стоить дороже, для получения наивысшего балла необходимо набирать большее количество правильных ответов. Поэтому тест или не тест, большой роли не играет. По мне, вообще, сочетание какое-то должно быть, чтобы глаз на экзамене не замыливался.
Вторая часть заявления Ливанова о переносе экзамена в on-line более интересна именно в плане снижения коррупционной составляющей. Она, по идее, устраняет субъективную роль проверяющих из комиссии, которые сегодня вживую проверяют вариант С и, собственно, определяют, что там правильно, а что нет. Машина ошибок не делает и у нее нет предпочтений. Более того, бумажные варианты, все эти конверты "вскрыть в такой-то час" в условии нескольких часовых поясов ведут к возможности махинаций. Ведь число вариантов считанное. Что мешает темы сочинения, которые уже состоялись на Камчатке, передать в Курск, а в Курске за 8 часов написать шпоры к этому сочинению. Хотите устранить эту проблему - проводите экзамен в одно время по всей стране. Придется на Камчатке экзамен начинать в 6 утра, а в Курске в два часа дня. Я уж не говорю о сознательном воровстве и продаже вариантов решений в системе, осуществляющей разработку и контроль КИМов.
Если подумаем, то первая часть высказывания Министра Ливанова противоречит второй.
Или вы увеличиваете неформализованную составляющую ЕГЭ, а это означает увеличение полномочий проверяющих в соответствующих комиссиях, и потенциально коррупционно. Или вы увеличиваете формализованную составляющую, что позволит снизить власть педагогов на местах, переводя экзамен в on-line.
Одновременно решить обе проблемы не представляется возможным. Жесткость методики снижает коррупционную составляющую, но шаблон убивает само содержание. Тут определяться надо, причем с каждым предметом отдельно.