Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Образованцы из ВШЭ

26-28 сентрября. Ежегодная международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования.
Первый день проходил в самой Вышке на Мясницкой (там и был наш круглый стол "Государственная политика по формированию образовательных ниш и частные вузы", о нем завтра), следующие два дня в какой-то крутой гостинице Мариот типа отель. Много иностранных участников, российских мало. Иностранцев зовут по системе "все включено", нашим обеспечивают доступ к кофе-брейкам. Мало статистики, если и есть, то какой-либо эконометрического анализа нет. В основном бла-бла-бла
Теперь по идеям, прозвучавшим на конференции:
Идея междисциплинарного обучения. Красивое слово holistic, на которое делал упор господин из Маастрихтского университета. Плюрализм, компетентностный подход, организационная идентичность, массовизация высшего образования. Пусть расцветают сто цветов, а мы сольемся в экстазе. Ощущение, что попал на семинар по педагогике двадцатилетней давности. Особенность, правда, в том, что весь этот бред на английском языке.
Дама из Великобритании оценивала эффективность высшего образования. Кривая производственных возможностей вуза. По одной оси - качество образования, по другой - оси наука, то бишь эти блага в ее представлении - субсититуты. Идея надо выйти на кривую производственных возможностей. Начинаю выяснять - как была получена сама кривая. Оказывается кривая задается как набор усредненных показателей вузов в системе. Классно, подменила отклонение от среднего понятием эффективность и приехала в Россию читать доклад. А что тут русским, пройдет? Достаточно большое количество выступлений было вообще без презентаций.
Китайцы нахваливали свою систему высшего образования. У них в вузы поступают 23% выпускников школ, всего 40 частных вузов и принудительное слияние-укрупнение университетов. В в среднем в каждом вузе обучается 9980 студентов. И самый высокий вклад науки в экономический рост. Они его оценивают в 1.5% (Бразилия - 1.1%, Индия - 0.8%, ЮАР - 0.9%, Россия - 1.3%). Я уж побоялся спросить - как считали?
Российские исследователи, в основном ВШЭ, вузы аффилированные с ним плюс научно-исследовательские университеты занимаются, исследованием, предложения образовательных услуг. Спрос не анализирует никто. Фрумин ставит вопрос о территориальной равномерности размещения вузов и исследует это на примере города Москва (по видимому, чтобы далеко не уезжать). Ну вывод понятный - неравномерно, безалаберно размещены вузы, и общежития размещены безалаберно. И выделение научно-исследовательских университетов по территории России проведено даже более безалаберно по сравнению с Россией царской (тогда было 7 университетов, сейчас - 9, со сдвигом в Сибирь и Дальний Восток). Эта тема интересная, но цифры не были представлены. Составлена только карта распределения институтов по Москве. Корреляции не считались.
Часть докладов посвящена значимости истории университетов. На вопрос "Why does the history matter?" никто ответ толком не дал.
Часть выступлений посвящена эффективности слияния вузов. Часто упоминал эффект масштаба, один раз даже эффект от разнообразия (efficiency of scope). На вопрос  Why the big gets bigger? так же ответа получено не было.
Юдевич говорила об академической профессии в России в 1992-2012 годах. О том, в чем отличие российских профессоров от зарубежных. Пришлось заметить, что главное отличие, что у нас отличие на уровне спроса и предложения. В России за публикацию вынужден платить исследователь, а за рубежом, в конечном счете, за публикацию платят исследователю. Поэтому и уезжает люди, или "пускают пыль в глаза" никаких намеков на ВШЭ.
Отсюда и неудовлетворительные данные по науке. При значительных формальных показателях, а в России самое большое число исследователей-ученых на 1 млн. человек из всех стран BRICS - 3091 человек (Бразилия - 969, Индия - 136, Китай - 1199, ЮАР - 396), никаких прорывов в науке у нас давно нет, да и не предвидится. На вопрос "Что объединяет образовательные системы стран BRICS?", так же возникшем на конференции можно дать однозначный ответ "Brain-drain". А вот, что делать с этой утечкой мозгов никто толком не знает.
Хотя нет, почему же. Надо больше считать, моделировать, прогнозировать и меньше трепаться на темы, которые близки только вам. Налогоплательщики за это платить не готовы.
Tags: Образ-ование, Статистика образования
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments