Здесь возникает пространство для предпринимателя в шумпетерианском понимании. Предпринимателя-инноватора. Его главное отличие от рантье состоит в наличии идеи, бзика, короче, проекта. Эти люди и предъявляют спрос на активы, порождающие ренту, они берут взаймы деньги, офисы, они крутятся. Часть из них пролетает. Часть успешно реализует идею, что означает получение прибыли, т.е. того, что осталось после расплаты с людьми, непосредственно привлеченными к реализации проекта, и рантье. Экономическую систему с доминирование подобного рода поведенческих стратегий я предлагаю называть проектной.
Первым большим проектом был переход к оседлому земледелию. Охотники, рыбаки и собиратели были своеобразными рантье, эксплуатирующими то, что дала природа. Сельское хозяйство - это один из первых рискованных проектов, самому посадить, вырастить, собрать. Далее производство, далее экономика услуг, далее... Мы не знаем что, куда приведут нас "бзики" предпринимателей-инноваторов.
В любой экономической системе присутствует и рентная, и проектная деятельность. И чем больше проектной деятельности, тем лучше развивается экономическая система. Проблема российской экономики как раз в этом. Большинство экономически активного населения сосредоточенно ищет и борется за активы a-la "скатерть-самобранка", но само обладание и даже создание данных активов не порождает в достаточной мере добавленной стоимости.
Вы можете построить огромный торговый комплекс, спортивный стадион или учебный вузовский корпус. Опять же вопрос - для кого? В нормальной экономике подобные инвестиции делаются под конкретный проект, в российской же сначала строим, а потом ждем арендаторов с проектам. А они не идут. Собственность используется неэффективно.
Российских раньте можно сравнить с крокодилом. Ухватят добычу и сидят себе переваривают. У крокодилов жизнь крокодилья. Но нужно понимать, что крокодилий успех зависит от количества добычи. А добыча или спрос на активы, порождающие ренту, создается предпринимателем-инноватором.
Про Испанию XVI-XVII веков писали, что это страна "чиновников и священников". Испания плотно сидела на конкистадорской ренте и поплатилась за нее низкими темпами экономического развития. Потом в ту же ловушку в XX-ом веке попала Аргентина. Теперь в рентной зависимости находится Россия.
Макроэкономических рецептов выхода из этой ловушки нет. В микроэкономическом плане совет один - воспитывайте предпринимателя-инноватора в себе и своих детях, рано или поздно спрос на проектную деятельность станет определяющим. Весь вопрос только - когда наступит это "рано или поздно"?