Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Продуктовая пролиферация в образовании или "застолбить поляну"

Вот как надо думать о высшем образовании? Как о разделе дисциплины PE (Public Economics) по-русски "Экономика общественного сектора" или IO (Industrial Organization) по-русски "Экономика отраслевых рынков"? В советское время образование относилось к числу, скорее, насущных благ. Вот есть медицина, пенсионное обслуживание, вот диплом об образовании. И относили образование к сфере исключительно государственного регулирования. Сегодня образование - это бизнес, это конкурентная отрасль по производству услуг, если хотите. А если есть конкуренция, то есть и стратегия. А это уже предмет изучения "Экономики отраслевых рынков.
Поговорим о новом явлении в образовательных стратегиях - продуктовой пролиферации. У любого образовательного учреждения была линейка традиционных специальностей, определенная достаточно давно и закрепленная в сознании потребителей. Например, пединститут - здесь учат учителей. Соответственно и выстраивался спрос. Линейка специальностей представляла собой 10, ну в крайнем случае 20 наименований. Так было еще  в 90-х, т.е. 15 лет назад. Потом институты стали университетами и произошел взрыв числа специальностей, линейка резко удлинилась. Я сейчас даже не об открытии новых или экзотических направлений, я о наложении интересов различных игроков на рынке образовательных услуг. Экономистов, юристов, дизайнеров, рекламщиков и проч. стали готовить все. Причем стратегия ректоров состояла в том, что нужно открыть как можно большее количество специальностей, "застолбить поляну", пока ее не застолбили конкуренты. В результате число специальностей в среднестатистическом провинциальном вузе сегодня давно перевалило за сотню.
Эта ситуация в "Экономике отраслевых рынков" и называется  продуктовой пролиферацией, т.е. ситуация при которой фирма выпускает избыточное количество версий одного и того же продукта. В случае с высшим образованием это выглядит так, мы пролицензируем огромное количество направлений для того, чтобы создать барьеры для входа. Зачем конкурент будет лицензировать это направление, если оно у нас уже открыто. Объявим набор, вдруг кто придет, а если никто не придет, то и конкурентам на этой поляне делать нечего. Только в отличие от рынков пива и сухих завтраков, на которых эта стратегия и была изучена и негативно оценена, в высшем образовании стратегия продуктовой пролиферации является благом.
Жадность ведет к конкуренции. Все открыли экономические специальности. Например, стать экономистом можно в 7 или 8 вузах Курска, в других городах предложение еще выше. Это все "версии" одного и того же продукта "экономист". Такое большое количество "версий" несет как плюсы, так и минусы. Плюсы в разнообразии, в одном вузе специализация на этом, в другом на другом. Расширение выбора позволяет лучше подобрать то, что Вам подходит. Минусы в том, что это только в теории. Если все гонят по одной программе, а преподаватели бегают из одного вуза в другой, то никаких версий и нет. Везде одинаково плохо (или хорошо) учат. Тогда в чем благо?
Благо в том, что, по идее, конкуренция выдавит с рынка тех кто учит плохо. Не ходите туда, там экономике Вас не научат. Это в идеале, при нормально работающей системе сигналов. А если сигналы искажаются в том и числе и государством, если возможна недобросовестная конкуренция, то как долго будет существовать ситуация избыточного предложения в высшем образовании?
Нет, в конечном счете, все будет хорошо и прохиндеи, застолбившие поляну будут выдавлены с нее. Но вот сколько времени займет этот процесс "естественного отбора"?
Tags: Наука, Образ-ование, Стратегическое поведение
Subscribe

  • Ящик с открытым верхом

    Есть лист длиной 12 и шириной 8. От углов отрезаются квадратики со сторонами Х, и делается ящик. Какой должна быть сторона квадратика, чтобы объем…

  • Задачка про дележку хлебов

    Двое путников встретили голодного прохожего. У путников был с собой хлеб, который они и предложили разделить на троих и пообедать. У первого путника…

  • Пятница, 13-ое

    Итак, 12 раз в году в календаре выпадает на 13-ое число. Пятница бывает один раз в неделю, т.е. частота 1/7. Следовательно вероятноть выпадения…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments