Сюжет. Блум встал с постели, приготовил почку, пошел на похороны знакомого, по дороге зайдя в баню, после похорон поел, зашел в редакцию газеты, встретил Стивена, Стивен напился, потом Стивена понесло на улицу красных фонарей, потом отходняк Стивена, потом беседа Стивена и Блума, Стивен-Телемак уходит. Пока Блум странствовал по Дублину, его жена изменила его со своим антрепренером, о чем Блум успешно догадывался. Всё! Так почему же этот роман назван, и заслужено, самым великим романов XX века?
Если у современной психологии что-нибудь получится в будущем, то это произойдет в результате интерпретации джойсовского восприятия космоса и человека в нем. Джеймс Джойс - это и Толстой, и Достоевский в одном лице. Только на новом более глубоком феноменологическом уровне. Это совмещение толстовской простоты и непосредственности восприятия мира и глубина всей этой достоевщины. И какая-то невозможная степень самокопания, самоанализа. Сколько там пластов у Маркеса в романе "Осень патриарха"? Пять, шесть... У Джойса бесполезно считать пласты, у него чуть ли не каждая фраза сама по себе является пластом, порождающим новый уровень восприятия, пересакающимся с предыдущим уровнем и т.д.. Бедный Хоружий, как он это всё переводил?
Первый раз я прочитал Улисса в аспирантуре. Мало что понял, честно говоря. Но слог задел, задели плотность мысли и насыщенность текста. Фразочки, фольклор - вот что наверное тогда поразило. Потом были Томас Манн, Борхес, Кортасар, Гессе, Айрис Мёрдок, Бродский и теперь плотность письма не является критической. Можно спокойно ловить кайф от самого романа, Вы перестаете продираться через него и воспринимаете Джойса как такового. Или думаете, что воспринимаете.
- Стал ли я счастливее во второй раз одолев Джойса? - Навряд ли.
- Жалею ли я об этом? - Нет

З.Ы. У поклонников Джеймса Джойса есть сайт: http://www.james-joyce.ru/