Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Прямые эффекты проекта "высшее образование"

Прямые эффекты проекта высшее образование представляют собой разницу в чистой приведенной стоимости между потоком денежных средств, которые обеспечивает индивид инвестировавший время и финансовые ресурсы в получение высшего образования, и потоком денежных средств, которые получал бы тот же самый индивид, если бы он высшего образования не получал.

Здесь мы вступаем на зыбкую почву контрфактических утверждений и попыткой сравнить несравниваемое: «а что было бы, если…»

Первый подход к измерению эффективности образования – эконометрика. Важно отметить роль Псачарополуса и его попытка устранить индивидуальность через подход, разработанный Роберто Барро , «много стран-много лет». Если измерять отдачу от вложений в образование через замеры заработной платы менее и более образованных людей в разных странах и в течение длительных периодов времени, то сигнальная функция (т.е. образование не причина, а следствие более высокой производительности труда) будет нивелирована, и мы получим фактическое влияние инвестиций в образование на производительность труда и на ВВП. В итоге это влияние можно представить в функциональном виде, включив, например, инвестиции в человеческий капитал в агрегированную производственную функцию. Ничего корректного из данного подхода не вышло. Экономисты пока не научились измерять неизмеряемое.

Второй подход – наблюдение и сравнительный анализ. Если индивидуальность, семья и другие неизмеряемые характеристики так важны для определения отдачи от образования, то устранить генетический фактор можно, анализируя поведение близнецов. Пусть двое близнецов во всем одинаковы, кроме уровня полученного образования. В этом случае мы можем замерить индивидуальную отдачу от вложений в образование. Умножая наблюдения, можно прийти к определенным достоверным статистическим наблюдениям. Ключевым недостатком данного подхода является то, что близнецы получающие разный уровень образования далеко не одинаковы во всем. Например, родители развелись, поделив, в том числе, двух детей, и папа дал одному ребенку высшее образования, а ребенок, оставшийся с мамой, в вуз не пошел. Одинаковы ли эти дети? Нет, скорее более значимым фактором в нашем случае становится жизнь после развода родителей с мамой или с папой, а высшее образование будет фактором более малозначительным.

Третий подход – бухгалтерский. Эффективность вложений в высшее образование определяется уровнем расходов на него. К сожалению, именно этот подход лежит в основе определения эффективности или неэффективности российских вузов: «вы неэффективны, если мало тратите на тот или иной показатель». Несостоятельность этого подхода очевидна на уровне знаков плюс и минус. Эффективность есть чистый приведенный поток разницы между доходами и расходами. Высокий уровень расходов еще не есть фактор, определяющий высокий уровень доходов. Если вы вычитаете, то есть много тратите, то далеко не очевидно, что потом будет прибавляться, то есть на траты пойдет какой-то доход.

Экономисты согласны с большинством представителей других гуманитарных наук в вопросе положительной производственной роли высшего образования. Однако измерять эту отдачу мы пока не научились. Если никаких объективных методик оценки прямых эффектов нет, то решение о получении высшего образования должно приниматься непосредственно индивидом или его семьей, т.е. переводиться в сферу субъективного принятия решений.

Но не нужно делать вид, будто мы знаем - как определить отдачу от проекта «высшее образование» в то время, как нам это неизвестно. Экономика – наука сравнительно молодая, а грехи молодости часто состоят в попытке «объять необъятное». Не можем пока корректно считать отдачу проекта хотя бы ex post, то и не нужно высказывать никаких нормативных суждений о предпочтительности перераспределения финансовых потоков из одной области народного хозяйства в другую. Без цифр и расчетов это будет просто лоббистской деятельностью и попыткой манипулирования общественным мнением.

Tags: Образ-ование
Subscribe

  • Кухни народов мира

    Судьба любой нации, в конечном счете, определяется тем насколько хорошо качественно она сама себя кормит (Jean Anthelme Brillat-Savarin, an…

  • Контрольное блюдо

    Железногорск. Столовая в школе № 13

  • Карл Густав Юнг

    "Психологически нездоровые люди обычно фанатики здорового образа жизни. Они постоянно ищут правильную пищу и напитки, не курят и не пьют вина,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments