Вызовы:
Google изменяет мир. Резкий рост доступности информации. Появление Wikipedia, поисковых систем позволяет получить ответ на практически любой вопрос. Ответы на вопросы «Как?», «Сколько?», «Когда» можно найти во всемирной паутине
Меняются школьники. Новое поколение – «digital generation». Первичное действие у ребенка «нажимать» и «нажимать, а не выводить узоры или тянуть. Технологии вижу и нажимаю. Компьютер прочно входит в нашу жизнь
Рост спроса на умение работать с массивами информации или умение ориентироваться в «информационном поле».
- Поиск информации, необходимой для принятия решений
- Структурирование информации и «построение картины мира» (моделирование)
- Анализ и принятие решения
Проблема:
Спрос на фундаментальные знания и навыки (по Гарри Беккеру перемещаемый человеческий капитал остается). Это умение читать, писать, считать. К ним добавляется спрос на знание и навыки, позволяющие ориентироваться и получать конкурентные преимущества в современном мире: спрос на экономические и юридические знания, иностранный язык (English), компьютерные технологии.
Но школа не может всех научить всему, так как нельзя спрогнозировать – какие типы знаний потребуются в будущем. Например, линейная алгебра (или умение работать с дискретными величинами) или математический анализ (умение работать с непрерывными величинами)
Ключевой вопрос: «Как научить учиться?»
Современное состояние школ:
Школа – консервативный институт и в этом есть плюсы и минусы. Образование характеризуется длительным временным горизонтом. Школы – динозавры, пытающие противостоять естественному отбору. Школа – инструмент пропаганды. Образование – отрасль, финансируемая по остаточному принципу.
Что нужно?
- Большая автономия школ и увеличение финансирования.
- Переход от жестких вертикальных схем менеджмента к горизонтальным (пример Вальдорфских школ в Германии, где нет должности директора) .
- Большая степень участия родителей в составлении учебного, найме учителей, оценке
- Переход от экзаменов типа «закрытая книга» к проблемным экзаменам, на которых разрешается пользоваться любыми источниками информации
- Учитель перестает быть «давателем» и становится участником процесса по поиску истины, принятия решения и т.д. (опыт школ Монтессори)
- Школа из механизма принуждения превращается в место, где интересно учиться и жить