Мои комментарии:
- Никто не спорит, что зависимость России от нефтегазовой иглы высокая. Вопросы вызывает 25-кратный рост зависимости федерального бюджета от нефти-газа за 16 лет. Это скорее всего не так. У нас начиная с начала 80-х годов прошлого века зависимость была критической, вопрос как это отражалось в доходных статьях федерального бюджета.
- Вызывают определенные сомнения цифры относящиеся к 1994-1996 и к 2000-2003 годам. Скачки в доходах в 2,5 раза как в период с 1996 по 1997 год и в 2 раза с 2003 по 2004 год в финансовой системе почти невозможны. Дело здесь, скорее всего, в изменении методики исчисления.
- На пути нефти и газа к конечному потребителю российскому или зарубежному существует масса посредников, дочерних фирм и проч. прихлебателей. Схема проста. Посредникам нефть-газ продается по низкой цене, а они ее перепродают и за счет этого наши олигархи покупают себе особняки за рубежом. Так вот если в статьи доходов федерального бюджета включать цену без накруток посредников, то получится одна цифра, если реальную цену реализации, то цифра как минимум в 2 раза большая.
- У нас доходы от перепродажи часто включаются как доходы от торговли, и соответствующим образом учитывается в налоговых доходах. Поэтому реальные цифры получить очень трудно.
- Это примерно так же как и определить совокупные доходы чиновников. Расходы на государственное управление у нас всегда составляют "приличные" 2%. Но это не так, просто масса реальных расходов на управление проходит по другим расходным статьям бюджета.
Ценность поста Илларионова состоит в привлечении внимания общественности к проблеме нефтегазовой иглы. Если методика страдает, то ее можно исправить и цифры подуточнить. А вот привычку жить одним днем и не думать о будущем исправить сложнее. И на вопрос - "А что будут делать россияне, когда у них закончатся нефть и газ?" - внятного ответа никто дать может