Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Проклятие современных технологий или спрос на фундаментальность

Развитие современных технологий связано с упрощением интерфейса. Самым наглядным примером является электрическая розетка. Вставил вилку в розетку, работает, включилось. А что работает? За простым интерфейсом скрывается сложнейшая система генерирования и передачи электрической энергии, постоянством тока и проч. То ж и с современным программным обеспечением, управлением автомобилем и т.д.
Возникает проблема. Мы умеем что-то делать, но не понимаем как это работает. А если мы не понимаем как это работает, то наше пользовательское умение всегда будет ограниченным.
Возьмем программу Excel. Можно строить графики, тренды, делать элементарные экономические расчеты. Достаточно показать студенту как, и он будет повторять и делать по аналогии. Но что лежит в основе программы, как она работает? Если Вы не понимаете, что такое реккурентно задаваемая последовательность, то Excel будет для Вас не более, чем игрушкой. Ну построил график, ну посчитал "тренд" и R^2. А зачем? Возникает вопрос - а что Вы собственно считаете? А зачем Вы это считаете? Как Ваши расчеты помогут в принятии управленческих решений, понимании работы системы, et cetera...
Возникает спрос на фундаментальность. Есть проблема. Какими способами можно решить эту проблему или по крайней мере снизить вероятность ее неверного решения. Как может та или иная программа, тот или иной алгоритм помочь? Иначе обучение превращается в освоение забавных "штучек". Смотрите я вот в Фотошопе уши пририсовал! А я текст в переводчик загнал и тот мне перевёл. И получается, что РАНовский "Институт белка" в английской версии сайта превращается в "Squirrel Institute". А чо, переводчик-то дословно переводит: белка значит белка. Можно забыть отдельное слово, но возникает спрос на синтаксис и на знание грамматики.
Студенты-первокурсники могут взять производную. Их натаскали на эту операцию во время подготовки к ЕГЭ. А зачем ее брать? Пока не поймете смысла производной, то ее "взятие" окажется пустым времяпровождением, бессмысленной операцией, которая со временем успешно забудется (как и всё бессмысленное). То ж и с матрицами, то ж и с интегралами, то ж и дифференциальными уравнениями.
В мире, в науке есть много чего. Но пока не поймешь, зачем это все придумано, то освоение и применение новаций может даже навредить.
Наука всегда носит прикладной характер. Представление о том, что ученый - это такой чудак, имеющий дело с категориями не имеющими к реальной жизни никакого отношения неверно в корне. Ученый - человек, осмысливший проблему глубже, чем другие (это то и называется фундаментальностью). А у нас часто и не понимают - в чем проблема-то. Поэтому и живем как живём, по-дурацки.
Tags: Наука, Образ-ование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments