Н.Д. Кликунов (klikunov_nd) wrote,
Н.Д. Кликунов
klikunov_nd

Categories:

Не верьте словам, ни своим, ни чужим...

Экономическая наука предлагает исследователям человеческого поведения сильный инструмент. Он связан с анализом действий индивидов, фирм, государства. Если социологи, психологи и т.д. большое внимание уделяют словам и мнениям, то экономисты предлагают просто не обращать внимания на слова. Нужно научиться анализировать решения, и этот анализ поможет получить иерархию предпочтений (если она вообще существует).
Приведу три примера и все они связаны с изменением бюджетных ограничений.


Первый. Экономически кризис. Снижение доходв в конкретной семье. Как будет перераспределен бюджет? Нужно снизить или вообще отказаться от расходов на относительно незначимые блага и сохранить уровень потребления значимых благ. (Функция полезности a-la Кобб-Дугласс предсказывает, что расходы будут снижены пропорционально на все. Но это не так. Возможно поведение конкретных семей лучше будет описывать функция квазилинейных препочтений с заданой нейтральностью потребления отдельных благ). Отец семейства, соглашаясь с необходимостью сокращать непрофильные расходы, продолжает пить и курить в том же объеме, как и до кризиса. Семье приходится экономить на чем-то ином. О чем это свидетельствует. О том, что выпивка и курение стоит в иерархии предпочтений главы семейства выше, чем другие "блага" (дети, семейный быт и проч.). Что бы при этом не говорилось....
Второй. Президент все время говорит о приоритетности  медицины и образования в государственной политике. Но растущие или сокращающиеся расходы всегда перераспределяются в сторону силовых структур, отвечающих за безопасность государства. Причем силовики остаются защищенными не только в тучные годы, но и в годы кризисные. Опять же метод выявленных предпочтений говорит нам о несоответствии слов и дел.
Третий. На факультете идет сокращение нагрузки. Какие дисциплины нужно сокращать, какие оставлять? Очевидно, что есть дисциплины "ядра", которые не трогают (как выпивка и курево из первого примера), а остальными приходится жертвовать. Почему? Ведь так же как водка для папаши-алкоголика является базовым продуктом потребления без которого он не может существовать, то и профильные дисциплины являются базовыми дисциплинами без которых профессионал состояться не может. И на факультете должна быть эта неявная иерархия значимости тех или иных компетенций относительно других. Эта иерархия и является ключевой для специальности. Возникает конкуренция между иерархиями, она и порождает конкуренцию между разными парадигмамы к изучению, например, человеческого поведения.


У нас же слова зачастую служат для того, чтобы скрывать внутреннюю иерархию ценностей (отца семейства, президента, декана и проч.). Поэтому мы перестаем верить словам.
Папа любит своих детей? Так что ж на водку столько денег тратит?
Социально государство? Так почему учитель 8 тысяч получает?
Экономистов и менеджеров готовите? Так почему же профильные дисциплины режете, а непрофильные оставляете?
Tags: Образ-ование, Стратегическое поведение
Subscribe

  • Тарифы и акцизы

    Минимальная цена водки - 350 рублей. В ней "сидит" акциз (740 делим на 5) 148 рублей. Итого 73% к отпускной безакцизной цене. А Трамп вот…

  • Говорят, что скоро водка снова станет по рублю

    Минфин планирует увеличить минимальные цены на коньяк, бренди, водку и ликероводочные изделия с 1 января 2025 года. Согласно проекту приказа,…

  • Два пишем, три в уме

    Магнит. Купил 7 позиций, по двум пытались наколоть. Разводы обычные, это же за 100 грамм, а не за штуку. Дык, у вас штука как 100 грамм. Ну и типа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments