Основная идея. Цифровая трансформация есть следствие трансформации сознания. Если наша задача продолжать жить как мы живем, то "трансформация" станет таким же словом-фишкой, как когда-то такими словами были "перестройка", "успорение", "реформы", "модернизация" и т.д.
Смысл всех этих фишек в следующем. Видим, что однозначно отстаем. Как правило это "видение" в очередной раз появляется после каких-то очевидных военных поражений. Крымская война, цусима, гонка вооружений, беспилотник турецкий и т.д. Надо что-то делать. Тут появляется модное слово, с которым начинают носиться и повторять. Но за словом ничего нет, это слово прикрывает старые практики ведения дел. А на новые переходить никто не хочет. Какой дурак будет в зрелом возрасте хочем переучиваться? Он/а уже и так "умный". И получается, что одна и та же хрень "кочует" из поколения в поколение. А в массовом сознании остается установка, что в наше время "учили (лечили, воспитывали, ...) хорошо"
В России до сих пор бытует принцип - начальник хочет нам принести вред. Не важно какой начальник. Я разбирал на примере учителя. В сознании учащегося - учитель это зло. А что нужно делать со злом.
Правильно, прятаться от него по крайне мере. В классе прятаться на задней парте, в зуме прятаться за черным аватаром.
Кто пойдет к доске? Никто, нет дураков, зачем со злом коммуницировать?
Кто включит камеру во время занятия на дистанте? Никто, зачем вылепляться?
Вот он и состоялся, "переход на цифру". Как читались лекции в "пустоту", так и продолжают читаться. А скажут включить микрофон, включу, что-нибудь отвечу. Но лучше сказать, что микрофона нет или не работает. А какой с меня спрос, если микрофон не работает?
Цифровые технологии, понимаешь. А ведь если их без дураков делать, то это ой ведь как сложно. Тут вариантов проверочных работ должно быть не три, а десять и больше. И обновлять их нужно регулярно, а то в интернет ответы уйдут. И лекция это уже не традиционный спектакль, это кинофильм со всеми сложностями перехода от технологии театров к технологиям киностудий. И т.д. и т.п.
Применительно ко школе/техникуму/вузу я бы говорил о переходе к социально-сетевым технологиям, т.е. ситуации когда некую хрень, предназначенную для "трепа" и дискуссий начинают использовать для учебного процесса.
Ну и получается соответственно...
Интересно, а за рубежом кому-нибудь пришло в голову использовать фейсбук, к примеру, для организации учебы на типа "дистанте"? Поделитесь примерами. ИМХО, это еще одна российская фишка. Берем какую-нибудь хрень и начинаем ее "подлаживать" под себя. А нужно делать свою собственную специализированную хрень, ну или покупать уже сделанную. А денег нет, вот и получаются симулякры и суррогаты...
Мир и наши дети уже живут в цифре. О том, какие минусы в этом и какие плюсы подробнее расскажу в пятницу
Извините за несколько сумбурный текст. Только начинаю над этой проблемой думать...