Рассматривая роль Бога или божественного провидения в нашей жизни, неизбежно приходишь к логическому противоречию между понятиями «всесильность» и «всеблагость». Если бог всесилен, то почему он допускает на земле зло?
Зло бывает заслуженным и незаслуженным. В чем провинились 2,5+ млн. человек, умершие в результате этой ковидной пандемии ? Почему кара божественная коснулась именно их? Если ктото заслужил отрицательного к себе отношения, то кара оправдана. В этом случае Бог является карающей силой, увеличивая, в конечном счете, рост счастья на земле или, говоря профессиональным экономическим жаргоном, общественное благосостояние.
Однако допуская случайное немотивированное зло, бог вызывает сомнения в его неограниченной доброте или всеблагости. Если бог всеблаг, то он не всемогущ. Следовательно, существуют определенные силы зла, которые не менее (может и не более, но нужно считать соотношение счастливых и несчастливых исходов – задача для современной статистики пока непосильная) могущественны, чем божественное провидение.
Зло бывает заслуженным и незаслуженным. В чем провинились 2,5+ млн. человек, умершие в результате этой ковидной пандемии ? Почему кара божественная коснулась именно их? Если ктото заслужил отрицательного к себе отношения, то кара оправдана. В этом случае Бог является карающей силой, увеличивая, в конечном счете, рост счастья на земле или, говоря профессиональным экономическим жаргоном, общественное благосостояние.
Однако допуская случайное немотивированное зло, бог вызывает сомнения в его неограниченной доброте или всеблагости. Если бог всеблаг, то он не всемогущ. Следовательно, существуют определенные силы зла, которые не менее (может и не более, но нужно считать соотношение счастливых и несчастливых исходов – задача для современной статистики пока непосильная) могущественны, чем божественное провидение.
Тогда Бог – не более чем элемент сложной системы мироздания и его роль можно низвести до одного из противников в беспрерывном сражении сил добра и зла. Вопрос на кого из борцов ставить в этом сражении остается открытым для думающего человека.
Данная проблема была достаточно оригинально решена Эммануилом Сведенборгом (почитайте его биографию, он реально был крут). Он примиряет концепции всеблагости и всемогущества, оставляя за человеком неограниченную свободу выбора. Бог настолько всеблаг, что оставляет за человеком право на злые деяния.
Человек сам выбирает свою судьбу – и в течение своей жизни и после смерти он продолжает искать свой путь, свое счастье. Люди, находящие удовольствие в заговорах, кознях и иных неправедных деяниях, как при жизни, так и после нее продолжают получать удовольствие от своей деятельности. Они, в конечном счете, попадают в ад. Однако, ад для них то место, где им становится лучше. Они не понимают проблем с адом – они живут в постоянных склоках, спорах и драках и получают от этого несказанное удовольствие. Они находят в аду свое счастье.
Люди, ориентированные на праведную жизнь и стремящиеся обрести жизнь райскую, избегают подобных столкновений или «игр с нулевой суммой». Их основной стратегией становится участие в играх с положительной суммой выигрыша. Люди, ориентированные на праведную жизнь, строят свои отношения на взаимовыгодном обмене, взаимных положительных эмоциях, на всем, что не порождает отрицательных побочных последствий на для них самих, ни для прочих лиц. Подобное приращение счастья у всех участников процесса, в конечном счете, и приводит людей в рай.
Рай, в данной несколько модернизированной мною концепции Сведенборга, и есть место где существуют лишь взаимовыгодные действия, что и приводит к максимальному счастью максимального количества людей