Буковского у нас считают infanta terriblе, о нем либо плохо, либо ничего. Даже после смерти, что неделю назад была. Моральный авторитет у диссидентов, ни жены, ни детей не завел, вся жизнь в борьбе против КГБ и и того, что под его прикрытием было. Я в какой-то периода времени путал его даже с Чарльзом Буковски, тоже "хулиганом" известным.
А вот книга крутая. Даже не верится, что он ее в 36 лет написал. Такая "тюремная литература".
Жанр начал Достоевский, продолжил Чехов с "Путешествием на Сахалин", потом Солженицын. Проблема только у них в том, что они все немного сбоку на это дело смотрели. Солженицын-то написал свой "Архипелаг ГУЛАГ" по письмам бывших зеков, а после Чехова у меня впечатление, что тот вообще не дехал до Сахалина (совсем отстраненно написано)
А вот Шаламову "Калымские рассказы" и Домбровскому "Факультет ненужных вещей" веришь, кожей чувствуешь, что люди в этой каше варились, через себя все это пропустили.
Так же, примерно, веришь Буковскому - и как он по карцеру прыгал, чтобы покурить, и как зеков в преферанс играть учил, и как вещи от шмона прятал, и прочее. И как психику его ему сломали...
Есть еще один писатель такой же степени откровенности Сергей Каледин. И даже не "Стройбат" его, а скорее "Смиренное кладбище".
Это, наверное, нужно читать. Хотя бы для того, чтобы понять, от какой системы отношений мы потихонечку уходим